"Блуждающий огонёк"
глазами Луи Маля
— Основное изменение при переходе от романа к фильму, мне кажется, коснулось самой личности Алена и в частности его нездоровой одержимости деньгами, которую вы несколько смягчили в своей адаптации. В любом случае, Ален намного привлекательнее в фильме, чем в книге.
— В романе есть что-то похожее на фетишизацию денег. Деньги это то, что привязывает к теме, и друг писателя Жак Риго, который покончил с собой в 1929 году, послуживший прообразом Алена, завидовал тем, у кого отношения с жизнью были простыми. Это самый пик атмосферы заката сюрреализма, и Риго очень близок Жаку Ваше, тоже убившему себя. Эта одержимость исходит из мифологии богатых американцев 30-х годов. Это остатки сюрреализма. Такое впечатление, что Дриё презирает своего героя. Поэтому я попытался сделать его более привлекательным. Прежде всего просто по "технической" причине: ведь невозможно посвятить целый фильм персонажу второстепенному, неинтересному. Необходимо было найти лазейку, через которую могла бы проникнуть симпатия зрителя. Приглушить вопрос денег было лёгким способом сделать героя приятным. Такой персонаж своей обострённой человечностью, я думаю, вызывает большую симпатию. Это трогает, зритель сопереживает. Одержимость суицидом чаще, чем мы думаем, преследует людей, и фильм уже вызвал живой отклик, которого я не ожидал. Именно в подобных случаях отдаёшь себе отчёт, насколько велика сила воздействия кино: мы ученики чародея.
— Короткая сцена, в которой Ален встречает правых активистов, была вами добавлена. С какой целью?
— Ален ищет причины не убивать себя, он их не находит в ОАС. С ним контактируют двое парней, бывших полковых товарищей, но он отказывается сотрудничать с ними, потому что он "против". Он хочет действовать, но действовать ради самого действия. Для такого безвольного человека, как он, действие стало бы лишь способом обломать себе крылья.
— "Блуждающий огонёк" — это роман о неудавшейся жизни. По сути, Дриё великий писатель-"неудачник", поскольку всё его творчество посвящено этой теме. Но он написал страницы об этом поколении, которые меня больше всего тронули, особенно в "Жиле". Вопрос не в том, чтобы сравнивать Дриё с Арагоном, если он и уступает в мастерстве, то зачастую более пронзительный!
— Перед самоубийством ваш Ален читает "Великого Гэтсби" Скотта Фицджеральда. Это потому, что Гэтсби тоже убивает себя?
— Я добавил эту деталь не для того, чтобы зритель её увидел. Чтобы заметить это, нужно быть очень внимательным... Это дань уважения Скотту Фицджеральду, которым я восхищаюсь. Ален мог бы быть персонажем Скотта. У него на столе также "Опять Вавилон", вдохновивший меня на эпизод с барменом, которого нет в романе. У Дриё Ален, прежде чем убить себя, дочитывает детектив и тем самым демифицирует торжественность смерти.
Марсель Мартен
Les Lettres Françaises, 10.10.1963