САЙТ ПОСВЯЩЁН БЛУЖДАЮЩЕМУ ОГОНЬКУ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО МОРИСУ РОНЕ... 

Свобода 1

Режиссёр Ив Чампи

Сценарий: Ив Чампи, Жан Кампистрон, Жан-Шарль Таккела, Р-М Арло, Марсель Мусси

Оператор Билли Виллербю

Страна: Франция, Сенегал, 1962 год

В ролях: Морис Роне, Коринн Маршан, Иба Гуйе, Нанетт Сенгор, Ассан Фаль и другие

Сюжет

Республике Сенегал один год, под руководством своего президента Леопольда Сенгора она укрепляет свою независимость, данную генералом де Голлем, и строит будущее.

Очаровательная сенегалка, одетая по-европейски, на белой "Флориде" мчится по дороге в окрестностях Дакара. Её зовут Амината (эту роль исполняет Нанетт Сенгор, племянница сенегальского президента). Ей 25 лет, она работает акушеркой в дакарском госпитале, придерживается современных идей, пользуется успехом у мужчин. Одного из влюблённых зовут Малик (в этой роли Иба Гуйе, молодой адвокат из Дакара), это высокий спортивный парень тридцати лет, глава кабинета министров по общественным работам Сенегала, он разбирается не только в экономической политике, но и в подводной рыбалке.

Другой поклонник Аминаты, Абдулай, старше и серьёзнее Малика. Он очень богат и уже просил руки Аминаты, но пока не получил определённого ответа.

Амината едет в Тиолен, свою родную деревню, рядом с которой возвышается священный баобаб, главный персонаж фильма. Жители верят, что дерево хранит души их умерших предков. Прибыв в Тиолен, Амината узнаёт, что баобаб находится под угрозой. Дело в том, что он стоит как раз на пути строительства национальной дороги, которая должна пересечь всю страну, она жизненно важна для развития экономики и для будущего Сенегала. Сначала инженеры думали обойти дерево, но такое решение оказалось невозможным с технической точки зрения. Остаётся один выход – убрать баобаб. Жители деревни во главе с отцом Аминаты упорствуют. Малик несёт прямую ответственность за дорогу. Отец Аминаты и Абдулай, депутат округа Тиолен, намерны любой ценой спасти баобаб.

Мишель Ламбер (Морис Роне) в этой истории должен сказать своё слово. Он французский инженер, отвечающий за строительство дороги. Родился в Сент-Луи-дю-Сенегал, то есть типичный "белый африканец". С детства дружит с Маликом, вместе учились в Дакаре. С самого начала независимости он находится в подчинении у Малика. Несмотря на то, что их мнения порой расходятся, они остаются верны братской дружбе. Мишель напрасно ведёт переговоры с жителями деревни, они не согласны на снос дерева. Расстроенный, Мишель возвращается в Дакар, чтобы получить распоряжение от Малика и министра на уничтожение баобаба.

Во время его отсутствия в деревне случилась беда. Несмотря на советы Мишеля быть осторожными и проявить терпение, молодой бригадир в одиночку переходит к делу. Возмущённый упрямством жителей, организовавших вокруг дерева вооружённую охрану, он ставит им ультиматум, потом садится в кабину бульдозера и начинает движение в их сторону. То ли от выстрела кого-то из охранников, то ли из-за искры от мотора ящики с динамитом, находившиеся в багажнике бульдозера, взрываются. Бригадир, разорванный на куски, погибает на месте.

Этим же вечером рабочие направляются в Тиолен, чтобы расквитаться за смерть бригадира. Во время столкновения вспыхивает пожар, есть убитые, раненые. Назавтра драма у баобаба становится делом национальным. Место трагедии посещает министр. Работы приостановлены, Национальная сенегальская ассамблея обсуждает положение. Некоторые депутаты, в их числе Абдулай, представитель Тиолена, просят отставки Малика и министра. Другие требуют наискорейшей "африканизации", то есть ускоренной замены белых инженеров черными.

На эти угрозы Мишель и Малик реагируют по-разному. Малик выжидает. Чтобы сохранить место, он легко расстаётся со своими идеалами и принципами. Когда Амината обвиняет его в беспринципности, он лишь плечами пожимает. Его не волнуют баобаб и дорога, ему важны покой и комфорт.

Мишель, наоборот, укрепляется в своей позиции. Он поддерживает стройку и рабочих, защищает "свою" дорогу, которая, считает он, является символом прогресса и экономического развития Африки. Он хорошо понимает, что, занимая такую позицию, он рискует потерять работу и даже любовь. Он любит Анну (Коринн Маршан), инженера-химика с дакарского завода. Анна хорошо знает Сенегал, давно там работает, а теперь хочет вернуться во Францию. Она знает, что скоро белые останутся без работы, и хочет убедить Мишеля уехать из страны. Но Мишель отказывается уезжать: без Африки он будет чувствовать себя лишённым родины.

По делу баобаба Мишель проходит как свидетель. В суде он отстаивает свою точку зрения, встаёт на защиту рабочих и даже обвиняет правительство в бездействии. После суда в большом колонном зале дворца правосудия Дакара Малик пытается успокоить Мишеля, но Мишель отказывается говорить с ним. Его уволили, как он и предполагал. Он не знает, куда податься. Может быть, в Мадагаскар, где ему предложили важный пост, только он понимает, что и это продлится недолго.

Амината, разочарованная в Малике, проявившем себя слабым, возвращается к Абдулаю и соглашается выйти за него замуж при условии, что он уговорит жителей Тиолена пожертвовать священным деревом ради новой дороги.

Абдулай сдержал слово. Через несколько месяцев прогремел мощный взрыв...

***

На фронтоне Дворца фестивалей в Каннах развевается новый флаг, это флаг Сенегала. «Свобода 1» Ива Чампи – первая большая совместная франко-сенегальская постановка. Фильм будет бороться за главную награду – Большую пальмовую ветвь.

 «Свобода 1» должна открыть окно в Африку завтрашнего дня, – говорит Ив Чампи. – Наш фильм основан главным образом на символических контрастах нашего времени – комедии и драме. Над всеми проблемами доминирует главная – борьба между традициями, точнее древними обычаями, и прогрессом. Я хотел показать, что чёрные и белые, привыкшие за долгие годы жить вместе, любят друг друга, но ни те ни другие не могут остановить прогресс. Мне важно было понять чувства и настроения людей в период борьбы против традиций.

Об исполнителях

Сразу после просмотра «Клео от 5 до 7» Ив Чампи пригласил Коринн Маршан на роль инженера-химика Анны, любовницы Мишеля Ламбера (Морис Роне). Восхитительную певицу, страдающую неизвестной болезнью, в фильме Аньес Варда, нельзя назвать обычной дебютанткой. Её уже знают в Америке, так как она неоднократно позировала для солидных журналов, таких как «Лайф», «Плейбой», «Эсквайр». Затем она возглавляла журнал «Новая Ева», более 700 раз пародировала Мэрилин Монро в одной из оперетт. Жак Деми снимал её в «Лоле».

Коринн станет, никто в этом не сомневается, триумфатором 15-го фестиваля. После этого она планирует сыграть Нинон де Ланкло в фильме Ганса Абеля "Сирано и Д'Артаньян".

Мориса Роне представлять нет необходимости. После «Июльских свиданий» Жака Беккера последовали «Тот, кто должен умереть», «Лифт на эшафот», «Взрослые люди», «На ярком солнце». Но вы, наверное, не знаете, что этот спортсмен (на съёмках он с большим успехом охотился на каймана) является также автором философского эссе о Шопенгауэре и Кьеркегоре.

Со стороны дебютантов уже известны два имени – Нанетт Сенгор, племянница президента Леопольда Сенгора, студентка, изучающая философию, и Иба Гуйе, который на время съёмок оставил свою работу адвоката в Дакаре. Иба чемпион Сенегала 1961 года по подводной охоте. Под его руководством вся съёмочная группа участвовала в большой охоте. Иба поймал акулу размером 2,5 метра. Морис Роне – групера весом 30 кило! Коринн и Нанетт довольствовались несколькими креветками.

О режиссёре

Ив Чампи в последнее время много путешествует,  он побывал во всех концах света. Были "Тайфун над Нагасаки", "Кто вы, доктор Зорге?", теперь "Свобода 1". Только с этими съёмками он исколесил Японию и Африку. Ещё лучше: в Токио он нашёл в лице изысканной Кейко Киси жену, звезду номер один "Страны восходящего солнца".

Доктор медицины, обладатель золотой медали факультета хотя и был сыном известных музыкантов, ещё будучи очень молодым приобрёл себе не пианино и не скрипку, а 16-миллиметровую камеру (выиграл в национальной лотерее).

Как ни странно, после того как его первым приняли в экстернат госпиталей Парижа (1962), он обращает свой взор на 7-е искусство и снимает несколько резонансных короткометражек. В 1945 году он выпускает свой первый полнометражный фильм, посвящённый подвигам дивизии Леклера – "Сподвижники славы". Поработав ассистентом Жана Древиля ("Битва за тяжёлую воду") и Андре Юннебеля ("Сумасшедшая работа", "Миссия в Танжере"), Ив Чампи снимает фильм "Сюзанна и бандиты" с Рене Дари и Сюзанной Флон. Это 1948 год. В следующем году он снова работает с Рене Дари над "Неким господином".

Затем следуют "Большой патрон", "Самый счастливый из людей", "Целитель", "Герои устали" (за роль в этом фильме Курд Юргенс получил в Вененции в 1956 году Кубок Вольпи). В настоящее время Ив Чампи не жалеет о госпиталях. Его единственный скальпель – кинокамера.

Текст подготовлен по материалам французской прессы (Echo de la Mode, Cinémonde, 1962)

        

 

Ив Чампи:"Свобода 1" должна открыть окно в Африку завтрашнего дня".



Сайт создан в апреле 2007 года с ознакомительной целью. Права на статьи и фото принадлежат их авторам.