Морис Роне
хочет уйти от трагических ролей, чтобы играть в комедиях
В "Блуждающем огоньке" в кино, "Колодце и маятнике" на телевидении Морис Роне утвердился как один из наших лучших актёров. В "Блуждающем огоньке" он проживает последние 24 часа человека, который решил покончить с собой, в "Колодце и маятнике" он играет узника, которого инквизиция подвергает пыткам, скорее моральным, чем физическим. Эта трагическая маска, которая пристала к нему, не может не создать для него проблем в будущем.
"Убивая Алена, я убил его". Ален это Ален Леруа, герой "Блуждающего огонька". А тот, кто говорит, это Морис Роне, который отдал ему свою внешность и своё сердце в фильме Луи Маля.
"Убивая Алена, я убил его". Кого? Персонажа, который из фильма в фильм, начиная с "Лифта на эшафот", преследует его. Самоубийство Алена Леруа избавило Мориса Роне от своих собственных фантазмов. Одновременно оно избавило его от прежнего амплуа. "Нельзя продвигаться дальше с персонажем этого типа, — говорит Морис Роне, — но надо, чтобы выстрел револьвера Алена стал для меня стартом, а не финишем. В настоящее время я хотел бы играть в самых весёлых в мире фильмах".
"Блуждающий огонёк" это для Мориса Роне действительно завершение любопытной карьеры. Девять лет блужданий и вот уже пять лет развитие, медленное и методичное, определённого типа персонажа, тревожности на пороге зрелости.
Ему было 18 лет в 1945
Морис Роне родился в Ницце 13 апреля 1927 года в актёрской семье. Учёба, курсы дикции, не меньше четырнадцати учителей, в том числе Бернар Блие, Робер Дери, Жюльен Берто, Рене Симон, Анри Роллан. И один год был студентом Консерватории в классе Рене Александра. Играет в спектаклях "Андромаха", "Гораций", "Лоренцаччо", "Трудные родители". В 1949 году дебютирует в кино в фильме Жака Беккера "Июльские свидания" и в течение девяти лет снимается по случаю в фильмах "Большой патрон", "Месть на рассвете", "Ядовитый плющ", "Бесконечные горизонты", "Лукреция Борджиа", "Целитель", "Аристократы", "Колдунья", "Тот, кто должен умереть". Есть всё — и лучшее, и похуже.
Тем временем он занимается живописью, скульптурой, керамикой. Уезжает со своими друзьями в Мустьер Сент-Мари, чтобы заняться керамикой. Два романа, относящиеся к этому периоду, сегодня задвинуты в дальний ящик письменного стола. Он много читает: Жид, Кокто, Бретон, Валери и Мишу. Увлекается философией и пишет эссе по Кьеркегору и Шопернгауэру — пессимизм, тревожность...
Одним словом, Морис Роне типичный представитель интеллектуальной молодёжи послевоенного времени, поколения, которому в 1945 году было от 15 до 20 лет. Это было время Сен-Жермен-де-Пре и "Красной розы". Греко пела "Если ты представляешь себе" и "Я ненавижу воскресенья". И это поколение, наиболее пострадавшее от войны, в которой оно не принимало участия, упивалось тревогой и метафизикой.
Для тех, кто познал эту эпоху, она не прошла бесследно. Она сформировала поколение актёров переходного периода — после Маре и перед Бельмондо, поколение беспокойное, неустроенное: Оссейн, Марканд, Роне... Некоторых переодели в униформу десантника или легионера, чтобы, будучи занятыми, они забыли о своей неспособности жить. И Морис Роне сам не избежал этого: один из его последних фильмов, ещё не вышедший, "Изгои славы" Анри Декуэна. Он там играет уставшего героя, который постепенно становится наёмником современной войны, солдатом-функционером без ненависти.
Неразлучные спутники: тревожность и трудность бытия
В 1958 году Морис Роне встречает Луи Маля, который доверяет ему первую роль в "Лифте на эшафот" с Жанной Моро. Это решающая встреча. Первая кинематографическая встреча с определённой стороной самого себя.
— Прежде, — говорит он, — были лишь попытки. "Лифт на эшафот" — первый набросок персонажа, результатом которого станет Ален из "Блуждающего огонька". Затем, начиная с "Лифта на эшафот", Ален проявляется в каждом моём фильме: "Взрослые люди", "На ярком солнце", "Донос"...
Вырванные из привычной среды, неприспособленные к жизни люди, которые не в ладу с самими собой, а главное — одинокие. Герой "Фоторобота" Поля Павио, преследуемый полицией и самим собой, считает себя маргиналом, тогда как он является жертвой махинации. Филипп, будущая жертва Тома Рипли (Ален Делон) в "На ярком солнце" Рене Клемана, американец, который путешествует по Италии как по завоёванной и для которого жизнь — игра, печальная и непонятная. Герой "Доноса" Жака Дониоль-Валькроза слишком чувствительный, восприимчивый, ранимый, который спустя 20 лет добровольно расплачивается за свою клевету в определённый момент жизни. Есть еще человек-ребёнок, немного апатичный, из фильма"Взрослые люди".
Тоска, трудность бытия — неразлучные спутники актёра Мориса Роне. Этот якобы беспечный, простой, спокойный, рассудительный человек перед жизнью оказывается странным образом безоружным. Его преследуют навязчивая мысль о своём одиночестве, тревожность от невозможности общаться, острого чувства своей пустоты. Его не покидает буржуазная тревога, присущая его поколению, которую он скрывает за маской дендизма. Так появился Ален Леруа, блуждающий огонёк.
— Когда Маль прочитал "Блуждающего огонька" Дриё Ла Рошеля, он сразу подумал обо мне. Он написал сценарий и попросил меня прочитать его. Но было так очевидно, что этот персонаж был я, что он захотел поискать другого актёра. В итоге он вернулся к первоначальной идее и доверил роль мне.
Это был сложный, поглощающий целиком эксперимент. Я полностью перевоплотился в своего персонажа, даже физически, к тому же должен был похудеть. Когда-то друзья из моего круга покончили с собой и я выразил здесь что-то, что касалось меня. Мы работали в какой-то аскетичной атмосфере, в напряжённой, нервозной обстановке. Жесты, детали должны были стать чрезвычайно важными. Мы жили в мире вещей.
Жизнь актёра ужасна
"Блуждающий огонёк" нас вымотал. Мы рассчитались с некой тревогой. Когда что-то очень личное выставляется напоказ перед большой аудиторией, оно вас освобождает". Морис Роне очень надеялся, что покончил с персонажами типа Алена Леруа. Однако по предыдущему контракту он должен был сниматься в Испании в фильме "Где бы ты ни был" Германа Лоренте. Речь идёт о драматической комедии испанской новой волны.
— Здесь чувствуется, — говорит Роне, — некоторое влияние Антониони. Один писатель 35 лет, узник своего успеха, скатывается на лёгкий путь. В момент, когда он начинает подводить итоги своей жизни, он встречает девушку 24 лет. Они пытаются стать друг другу ближе, у них это не получается. Но писатель сможет написать роман. Это снова несколько разочарованный мир снобов и пьяниц.
В данное время Морис Роне хотел бы сыграть в музыкальной комедии или по крайней мере просто в комедии. Он не знает, какой новый аспект его самого откроют новые фильмы.
— Актёрская жизнь ужасна, — говорит он, — так как она состоит из бесконечных встреч с самим собой. Всё происходит так, как будто другие знают о вас гораздо больше, чем вы сами. В любом случае, я хорошо знаю, что мне предлагают роль, которая будет меня касаться, затрагивая тем или иным образом. Я открою что-нибудь своё. Но я желаю поменять костюм, сменить трагическую маску на маску комическую.
Клод-Мари Тремуа
Телерама, 2.02.1964