САЙТ ПОСВЯЩЁН БЛУЖДАЮЩЕМУ ОГОНЬКУ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО МОРИСУ РОНЕ... 

Морис Роне…такой, какого вы не знаете

 

Когда вы впервые встречаете его не на съёмочной площадке, то думаете, что действительно, как на экране, Морис Роне очень соблазнителен. Метр восемьдесят, элегантный и спортивный, приветливый, умеет создать непринужденную обстановку, сохраняя при этом дистанцию. А главное, взгляд его синих глаз, который, не задерживаясь, незаметно изучает вас. Время от времени улыбка, очень юная, освещает его лицо, отмеченное шармом выразительных морщин сорокалетного человека – ему 43 года. Одним словом, вы думаете: «Какой соблазнитель!»

 

Как только вы поближе узнаёте Мориса Роне, всё меняется. Постепенно через поверхностный, светский образ проступает – когда он этого хочет – незнакомый Морис Роне, который вовсе не играет в соблазнителя. Такой Морис Роне намного привлекательнее, поскольку красивых актёров легион, но, увы, не каждый из них – богато одарённая личность…а красота, ею быстро пресыщаешься, если за ней ничего нет. Морис Роне – это больше, чем просто личность, у него такая интенсивная внутренняя жизнь, что голова идет кругом. Всегда трезвомыслящий, он себя судит не жалея. Когда говорит о чем-то, что дорого его сердцу, о вечных вопросах, которые он себе задаёт, его взгляд останавливается на вас, проникает в вас, исследует. В нём чувствуется беспокойство и жажда познания. Посредственность, жизнь как у всех – он с ужасом и самым глубоким презрением отказывается от этого. Он отчаянно ищет «тот лучик», который бы придавал смысл жизни, «тот лучик, который должен где-то существовать». А потом отчаивается его найти, и если в такой момент у него нет работы, чтобы занять себя, нечто вроде холодной, ледяной паники охватывает его и появляются мысли о самоубийстве. Фильм Луи Маля «Блуждающий огонёк» почти документально показывает один из таких кризисов.

Мне случалось часами слушать Мориса Роне, забыв о времени. Он неистощим. Погружённый в искусство с малых лет – его родители были актёрами и он занимался изящными искусствами, – он проявлял способности ко всему: живописи, скульптуре, керамике, музыке. Его также очень интересовала философия. Лучше всего он знает творчество таких философов, как Шопенгауэр и Кьеркегор. Для жизни он бы предпочёл дикие места Прованса или Сьерры в Испании.

Но Морис Роне – человек действия. На его счету более 60 фильмов, среди них «Лифт на эшафот», «Взрослые люди», «Блуждающий огонёк», «Три комнаты на Манхэттене», «Скандал», «Птицы улетают умирать в Перу», «Неверная жена», недавние «Бассейн» Жака Дере с Роми Шнайдер и Аленом Делоном, «Женщины» Жана Ореля с Брижит Бардо и «Последний прыжок» Эдуара Лунца. В последнее время снялся в фильме «Модификация» Мишеля Вормса по книге Мишеля Бютора, предназначенном для Каннского фестиваля. Затем закончил «Кто?» Леонара Кежеля, фильм, в котором он снова встретился с Роми Шнайдер. Сейчас снимается в Риме, в фильме Витторио Каприоли «Блеск и нищета мадам Рояль». В мае отправляется в Испанию, на съёмки фильма Робера Энрико «Немного, очень, страстно». И наконец в июле сыграет роль наркоторговца у молодого американского режиссёра-авангардиста Кёртиса Харрингтона.

Но не следует также забывать, что Морис Роне, уже снявший один фильм в 1965-м – «Вор из Тибидабо», в этом году создаёт свою собственную киностудию и собирается снимать для неё фильм «Рапорт» по своему сценарию, а также «Бартлби» по Герману Мелвиллу, которым он очень дорожит.

- «Модификация», в которой вы только что закончили сниматься, - главное произведение Мишеля Бютора, анализирующее понятия выбора и свободы, подчёркивает пропасть, которая разделяет намерения человека от правды, и показывает в итоге, что зло в нём самом, идёт от него. В поездке из Парижа, в котором остаются его жена Анриетта и семья, ставшие ему ненавистными, в Рим, где он собирается встретиться с молодой итальянкой Сесиль, которую любит, Дельмон, ваш персонаж, осознаёт, что если женится на Сесиль, то время и привыкание сделают из неё вторую Анриетту и всё повторится. С другой стороны, он понимает, что его любовь к Сесиль связана с городом Римом.

- Да, но «Модификация» сложна для экранизации, ведь книга Бютора не кинематографична, излишество скрупулёзно описываемых деталей постоянно замедляет действие. Мне предлагали сниматься в «Модификации» уже три или четыре раза, но я всегда отказывался, потому что адаптации мне не нравились. Однажды Мишель Вормс предложил свою, я прочитал её за один присест, чего со мной давненько не случалось, и сразу дал согласие.

- Вам прежде не приходилось работать с Вормсом?

- Нет, мы даже не были знакомы, пришлось знакомиться в процессе съёмок. Это создаёт гораздо больше проблем, чем когда актёр и режиссёр уже работали вместе и более или менее знают друг друга.

- Вам нравится Дельмон, которого вы играете?

- Он мне отвратителен! Но это не имеет значения, это моя работа. Мне нужно было поставить себя на место женатого человека, который разрывается между женой, семейными обязанностями и любовницей. А я был женат, вы это знаете, очень недолго и это было так давно!

- В кино вы часто играли соблазнителей, потому что у вас для этого подходящая внешность и сложилась такая репутация. И это прискорбно, потому что не понимают и недостаточно используют вашу индивидуальность. Вас это очень волнует и вы постоянно мучаетесь сомнениями, не думаю, что ошибаюсь. Такое открытие я сделала, когда посмотрела «Блуждающий огонёк», вы буквально срослись с персонажем. Это были вы. Когда я с вами познакомилась, то убедилась в этом.

- То, что вы сейчас говорите, - сущая правда. «Блуждающий огонёк» стал для меня настоящей проверкой.  Что-то вроде встречи с самим собой. Я пережил напряженные моменты. Я нашёл свою роль, я больше не играл, я был самим собой. Я всегда буду помнить съёмки эпизода в небольшой комнате, когда Ален решил покончить с собой и написал точную дату самоубийства. Там находились только Маль, оператор и я. Это был почти реально пережитый момент. Вы правы, говоря, что я всё время пытаюсь понять самого себя. Но вы должны хорошо усвоить одну вещь. Мне 43 года. Люди моего поколения особенные. На моё поколение приходится короткий период времени – война. Мы пережили начало войны детьми, а закончили подростками. Те, кто был старше меня всего на пять лет, могли участвовать в ней. Те, кто был на пять лет младше, после войны еще оставались детьми. Большая часть людей моего поколения по окончании войны ушла в политику, потому что наша молодость была политизирована. О нас судили по тому, каких авторов мы читаем, делили на про- и антисемитов. Судя по нашему отношению к Жиду или Селину на нас навешивали политические ярлыки, в то время как нас интересовало лишь творчество писателей. Всё было испорчено политикой. И потом, мы были вскормлены экзистенциализмом: Камю, Сартр, было только это.

- И в чём вы нашли убежище?

- В действии. По этой причине я столько снимаюсь. Каждый раз всего себя отдаю персонажу, нравится он мне или нет. А потом, когда фильм завершён, я его забываю. И быстро, очень быстро приступаю к следующему фильму.

- Но вы жульничаете с самим собой, Морис!

- Хорошо понимаю это. Я существую только в образах, всегда разных. Я – это множество персонажей из моих фильмов. Они словно одёжки, которые сбрасываются, как только фильм снят. Между фильмами – поиски себя.

- Но вы можете писать, может быть, в этом выход.

-  Я пишу, но это ни к чему не приводит, потому что надо уметь сделать выбор. А я выбрал кино и должен этим заниматься. Писать – это очень хорошо, если ты делаешь это, чтобы зарабатывать на жизнь, иначе нет смысла. Только для собственного удовольствия. Писательство – это мания. Я пишу, даже много, но без намерения публиковаться.

- Мешает ли иногда Морис Роне актёр Морису Роне человеку?

- Да, очень. У меня всегда появляется задняя мысль, когда для меня что-то делают, когда по отношению ко мне поступают определённым образом. Меня тотчас охватывает сомнение. Я всегда думаю: это делается лично для меня или для того, кого я представляю? Я вспоминаю новый год, который хотел провести один, вдали от всякой суеты, людей в своём провансальском доме в Боньё. Звонит местный житель, которого я очень люблю, потому что его жизнь была весьма примечательной и ему всегда есть что рассказать. «Ты же не будешь один, Морис? В новогоднюю ночь. Ты себе отдаёшь отчет? - говорит он с сильным акцентом южанина. – Ты с ума сошёл, в новогоднюю ночь! Я иду, принесу все, что нужно». Он появился с шампанским, индейкой, 13 традиционными провансальскими закусками. И всё. Мы провели незабываемый вечер. Но я не мог не подумать: «Если бы я не был Морисом Роне актёром, стал бы он утруждать себя? Сделал бы всё это?» Вот эти сомнения всегда мне всё портят.

С Роми Шнайдер в фильме "Кто?" Леонара Кежеля 

- Вы мне только что говорили о вашей собственности в Боньё. Это ваша тихая гавань?

- Я не люблю быть привязанным к какому-нибудь месту, больше всего боюсь этого. Я долго сомневался, прежде чем купить дом на юге, однако купил в Боньё, так как эта местность меня покорила, она фантастически красива: зелень и сушь, дикая природа Люберона, близость Ванту. Все эти территории свободны от наплыва туристов. Эта тишина, прозрачный воздух, такое ясное небо - всё меня очаровало в Боньё и продолжает нравиться. Для меня это одно из самых красивых мест, которые знаю, ещё Ронда в Испании.

- Думаю, характер людей этой области вас также привлекает. Если они сохраняют жизнелюбие южных людей, в основном из-за климата, то более сдержанны, чем те, что живут на побережье, более закрыты.

- Да, здесь можно жить спокойно. Широко улыбаясь, вам говорят «здравствуйте», вместе идете пить аперитив, но если вы этого очень хотите. Идеальное место для пенсионеров. Я знаю известных людей, которые устроились здесь или в регионе, и они не старые. Это место, которое вдохновляет, благоприятно для творчества. Но очевидно, что нужно обладать определенной смелостью, чтобы всё бросить и отправиться жить вдалеке от всех, тогда как полон энергии. Мне, постоянно нуждающемуся в действии, чтобы жить, но время от времени и в одиночестве, этот уголок Прованса много дал. Он мне очень дорог. Здесь мне удаётся забыть Мориса Роне актёра и быть только Морисом Роне человеком, то есть самим собой. Даже если это продолжается только несколько дней, польза неоценима.

Soir illustré, 1970


С Роми Шнайдер

в фильме "Кто?"

1970 год



Сайт создан в апреле 2007 года с ознакомительной целью. Права на статьи и фото принадлежат их авторам.