САЙТ ПОСВЯЩЁН БЛУЖДАЮЩЕМУ ОГОНЬКУ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО МОРИСУ РОНЕ... 

Фоторобот

Режиссёр Поль Павио

Сценарий: Поль Павио, Мишель Лебрен по детективу Мишеля Лебрена "Шах убийце".

Композитор Билл Байер

В ролях: Морис Роне, Андреа Паризи, Жак Рибероль, Нанна Михаэль, Пьер Дебош, Жак Марен, Андре Жиль, Софи Дестрад, Мишлин Бона, Люсьен Герваль.

Франция, 1961

Сюжет

Жильбер Витри (Морис Роне), журналист, ведущий рубрику «шахматы» в одной из газет, жил со своим любимым котом по кличке Ферзевый Слон. Он был хорошим игроком, даже маститые ветераны из шахматного клуба пасовали перед таким опасным соперником. Дела шли неплохо, читатели писали в редакцию и просили увеличить периодичность выхода рубрики. Жильбер был доволен, что зарабатывает на жизнь тем, что умеет и любит делать.

В тот день он с большим трудом проснулся с чугунной головой и никак не мог вспомнить, что было накануне, с кем он пил и где, как добрался домой. Такого с ним никогда прежде не случалось. В том, что он напился до беспамятства, отчасти была виновата Клотильда (Андреа Паризи), его подруга, которая в последнее время слишком много внимания уделяла своему новому знакомому – богатому американцу Джону. Даже если она и любила его, Жильбера, деньги делали американца серьёзным соперником. Клотильда держала небольшой магазин дисков, но ей хотелось большего, а для этого нужны деньги, которых у Жильбера было определённо недостаточно.

О зверском убийстве в медонском лесу девушки Жильбер узнал, когда с друзьями находился в ресторане. По телевизору как раз передавали последние известия об убийстве. Жертвой оказалась Мисс Тилт, так её все называли в Сен-Жермен де-Пре, она была проституткой. Однако Жильбер слушал невнимательно, голова продолжала болеть, и он отправился домой.

На следующий день он, уже бодрый, вышел на улицу и первым делом купил газету. На первой полосе опять писали об убийстве и даже напечатали фоторобот преступника, сделанный со слов продавца, который видел девушку с этим человеком. Жильбер взглянул на портрет и увидел себя. Это был он! С этого момента Жильбер перестал чувствовать себя в безопасности. На улице его узнавали и бросались в погоню, даже укрывшись в квартире, он не мог быть спокоен, в любой момент могла нагрянуть полиция. Что он им скажет? Надо бежать, может, за это время найдут настоящего убийцу.

Жильберу удалось ускользнуть из Парижа и надёжно спрятаться. Там он узнал, что его подозревают, на набережной Орфевр допрашивают его друзей, Клотильду. Однажды передали, что совершено другое убийство, почерк тот же. Жильбер не без приключений возвращается в Париж, чтобы самому разбираться в деле. И ему это удалось. Когда он пришёл поговорить с Паскалем (Жак Рибероль), тот сказал, что все улики указывают на Жильбера: в его машине нашли землю с места убийства, а недавно ещё и шахматные таблицы и что теперь ему не отвертеться. Но у Жильбера никогда не было таблиц при себе, он сразу отправлял их в редакцию. А ещё Клотильда до этого разговора сообщила ему по телефону, что его любимый кот был задушен. «С таблицами ты перестарался», – сказал он. Пойманный на лжи, Паскаль рассказал, как всё было.

Паскаль шёл по улице, увидел на террасе кафе совершенно невменяемого Жильбера с пьяной девицей, подсел к ним. Потом отвёз друга домой, а сам с девушкой на его машине поехал в медонский лес и там убил её.

Второй длинный метр Поля Павио

 

Вы смотрели "Панталаскас"? Нет конечно. Очень жаль. "Панталаскас" – один из редких хороших фильмов "новой волны". Кроме того, этот фильм доказывает, что можно снимать кино с добрыми чувствами. "Панталаскас" – необычный фильм, такой необычный, что кинопрокатчики не приложили ни малейших усилий для его продвижения. И этот фильм, интимный, простой, глубокий, воспевающий дружбу, который мог бы скорее понравиться публике в зрительных залах местных кинотеатров, чем публике с Шанзелизе, остаётся проклятым.

В настоящее время Поль Павио, автор многочисленных короткометражек ("Джанго Рейнхардт", "Чикаго дайджест", "Люмьер" и др.), второй раз испытывает судьбу. Он снимает "Фоторобот", фильм об одиночестве и страхе.

– Поль Павио, "Фоторобот" это что?

– Это адаптация детектива Мишеля Лебрена. Не будь коммерческого полупровала моего первого фильма, я бы, разумеется, не обратился к полицейской теме. Но я хотел показать, что способен снимать "другое кино", избежать этикетки.

– Не следует ли понимать "Фоторобот" исключительно как фильм обстоятельств?

– Определённо нет. В каком-то смысле это фильм, дополняющий "Панталаскас". Различий много – быстрый ритм, и мне пришлось больше заниматься формой. Но я думаю, что найдётся много общего. Через детективный сюжет просматривается, я на это надеюсь, та же, что и в "Панталаскасе", тема. Это тема, а скорее проблема, одиночества.

Одиночество и страх

– Каков сюжет "Фоторобота"?

– Отправной точкой становится происшествие. Жильбер (Морис Роне) напился. Просыпается утром и не помнит, что было накануне. Газеты публикуют фоторобот убийцы, Жильбер узнаёт себя... Постепенно круг сужается. Обнаруживаются косвенные доказательства его вины. Жильбер чувствует, что начинает сходить с ума. И это происшествие, поиск убийцы становятся "отдельным случаем", историей человека, который рискует одновременно лишиться и разума, и свободы.

Жильбер в отличие от "Панталаскаса" говорит по-французски. У него есть друзья (Жак Рибероль), любовница (Андреа Паризи), свой собственный мир. Но из-за свалившейся на него проблемы он не может общаться, он один и должен брать ответственность на себя.

Этот обычный человек узнаёт, что такое одиночество и страх. В нём пробуждается условный рефлекс: если кричат "Убийца!", он убегает. Но если бы у него хватило смелости остановиться и воли посмотреть правде в лицо, то всё, может быть, прояснилось бы и Жильбер пересмотрел бы свою жизнь.

Камера дель-арте

– Здесь ваш метод съёмки ближе к  академическому, чем в "Панталаскасе"?

– Нет, у нас только десять дней студии, почти всё снимаем в естественных декорациях, ещё больше, чем в "Панталаскасе". Я бы хотел, чтобы чувствовались атмосфера Парижа, моя любовь к простым людям и лёгкая ирония. Многие планы снимались на скорую руку, даже ночные, мы использовали не прожекторы, а ультрачувствительную плёнку. Когда снимали преследование Мориса на улицах Сен-Жермен-де-Пре, прохожие бросились за ним и чуть не линчевали.

Сценой послужили молочный магазин, галантерея, кафе. Когда снимали в молочном магазине, зашла женщина. Она увидела четверых статистов, но не заметила камеру. Должно быть, ей показалось, что там слишком много народу, она вышла, воскликнув: "Я вернусь!" Мы сохранили этот эпизод.

Натурные съёмки подтолкнули меня на работу без режиссёрского сценария, то есть без раскадровки. Мы приспосабливались на месте в зависимости от обстановки. Поэтому диалоги, естественно, изменялись. Было впечатление, что работаю с камерой дель-арте. Но эта импровизация стала возможной только благодаря сплочённости моей команды!

– Каковы ваши планы?

– Повесть "Богема" по оригинальному сценарию Рене Массона (Рене Массон, как вы знаете, автор романа "Compères de miséricorde", по которому я снимал "Панталаскас"). Речь идёт о художниках начиная со сторонников дешёвого религиозного стиля времён Святого Сульпиция и до халтурщиков из предместья Сен-Оноре. Связующим звеном между всеми этими художниками станет молодая немецкая студентка, которую я недавно нащёл и которая сыграла эпизодическую роль в "Фотороботе". Это Нанна Михаэль.

 

Клод-Мари Тремуа

"Телерама"  № 574, 21 января 1961 г.

"Сине-ревю", 10 мая 1962, представляет фильм "Фоторобот"

 

         

 


 

 



Сайт создан в апреле 2007 года с ознакомительной целью. Права на статьи и фото принадлежат их авторам.