Морис Роне: "Так плохо снимать - всё равно что не снимать вообще!"
Морис Роне, работающий сейчас над экранизацией "Бартлби" Германа Мелвилла, тем более доволен своей второй режиссёрской работой, что этот замысел он вынашивал восемь лет! В связи с этим он подводит итог своей актёрской карьеры и отрицает, что главным образом играл циничного и пресыщенного казанову.
"Прежде всего это этикетка, которую на меня навесили. Возьмём, к примеру, фильм "Блуждающий огонёк". Нельзя сказать, что речь шла о циничном и пресыщенном казанове, потому что, наоборот, если он и убил себя, то как раз потому, что был слишком доверчивым и честным. Знаю, были "Рафаэль-развратник" и "Скандал" Клода Шаброля, но всё равно я думаю, что это поверхностная этикетка, ведь если некоторые персонажи, которых я играл, и были циничными и пресыщенными, то это всё же не была самая важная черта их характера. В целом речь шла преимущественно о персонажах, в большей или меньшей степени зачарованных смертью или бросающих вызов обществу".
"Я не из тех актёров, которые жалуются на роли, которые им предлагают. Кроме того, я был бы неблагодарным так поступать, поскольку это персонажи, благодаря которым я смог преодолеть кое-что в самом себе. Были у меня и увлекательные роли, надеюсь, будут ещё, поскольку режиссура, которой я в настоящее время занят, не способствует повышению квалификации. Просто я считаю, что кино такое занятие, которому следует отдавать себя полностью и до конца".
"Меня упрекали, что слишком много снимаюсь? Да, кроме того, меня упрекали во всём! Лично я считаю, что лучше сниматься в плохих фильмах, чем не сниматься совсем! Может быть, я на самом деле играл в фильмах, в которых не следовало сниматься. Но поскольку я живу кино и для кино, то не представляю, как обходиться без него долгое время".
"Обратите внимание на количество скучных фильмов, снятых очень известными людьми, будь то хоть в Соединённых Штатах, хоть в Англии или Италии. Однако никому не приходит в голову упрекать их за это. Можно подумать, что здешняя публика знает о ваших чувствах и мыслях больше вас самих! В крайнем случае я соглашусь с этим, но чтобы не выносили приговор без права на помилование, как это часто случалось со стороны журналистов и даже зрителей. Я считаю это совершенно лишним. В любом случае, я принадлежу к категории людей, для которых дело, к которому они приступают, сразу становится самым важным в их жизни. Это способ защитить себя, быть доступным и простодушно соглашаться играть даже в плохих фильмах".
Сине-ревю № 18,29.04.1976
Бернар Алес
Морис Роне: "Французы презирают кино"
Морис Роне, который сейчас снимается в фильме Пьера Грембла "Отвезите меня в Ритц", в последнее время в основном работал в Италии (не считая "Бартлби", снятый им для телевидения). Можно ли сказать, что он, как и другие французские актёры, предпочитает зарубежное кино? Вы поймёте, Морис Роне строг не столько по отношению к кино своей страны, сколько к зрителям.
"Я отношусь скорее к тем, кто защищает французское кино, и считаю, что тот, кто умаляет его достижения и ценит заслуги зарубежного кинематографа, ошибается в своём суждении, так как забывает, что существуют большие различия в кино разных стран. Эти различия фундаментальны и присущи менталитету страны и её традициям. Очевидно, что англосаксы и итальянцы гораздо ближе к драматическому выражению, чем мы, которым ближе, скорее, традиции романтизма. И это не повод, чтобы отправлять французское кино на свалку, как это некоторым нравится делать".
"Что можно сказать, так это то, что кино Франции, возможно, не в лучшей форме в данное время. Но надо знать, что во Франции действуют волнообразно, то есть мы не производим качественные вещи на постоянной основе, а продвигаемся рывками. Это не является причиной забывать, что с "новой волной", к примеру, мы были пионерами. Бесспорно, что никогда бы не было Роберта Альтмана, если бы не было Жан-Люка Годара".
"Я нахожу, что слишком много пессимизма во Франции. Но для меня пессимизм – это понимание глупцов. Потому что если критиковать уровень французского кино, то что тогда говорить об английском и особенно немецком кино, 75 процентов которого приходится на порнографические фильмы!"
"Во Франции существует настоящее презрение по отношению к кино, которое не рассматривается как важное искусство, принимая во внимание, что больше уважения к вещам написанным, чем визуальным. В общем, французы не очень близки к кино. И это жаль".
"Сине-ревю" №26, 09.06.77
Бернар Алес
Морис Роне: "Телевидение не убило кино!"
Морис Роне активен как никогда. Он готовится к роли генерала Буланже, потом будет сниматься в "Сфинксе", американском фильме режиссёра Франклина Шаффнера, после чего займётся адаптацией рассказов Эдгара По для канала FR 3 и снимет Джозефину Чаплин в фильме "Море" для большого экрана. Мы увидим его 21 декабря на канале Antenn 2 в сериале "Восточный экспресс".
"Я пытаюсь доказать, что между телевидением и кино должен быть обмен. Почему это необходимо? Потому что у кино нет денег, тогда как телевидение нуждается в качестве, которое ему может дать только кино. Значит, нужно брать деньги там, где они есть, и делать совместные постановки".
"Я считаю, что такая политика способна устранить некоторые слоганы типа "Телевидение убило кино!" Это большое заблуждение! Телевидение никогда не убивало кино, потому что оно показывает фильмы. Кинозритель и телезритель не имеют ничего общего, даже если речь идёт об одном и том же человеке. Телевидение не заменяет кино. Тем более что там никогда не показывают новинки кино."
"Заявляют также, что ассоциация кино – телевидение больше выгодна телевидению, чем кино. Лично я думаю, что наступит время, когда кинематографисты поймут ситуацию: где им брать деньги? У них их нет! Что касается меня, то я был рад, что нашёл Antenne 2 для совместного производства фильма "Море". Убеждать нужно именно кинематографистов, в том числе прокатчиков, которые хотят монополизировать кино!"
"Другой живучий слоган гласит, что если актёр начинает много работать на телевидении, то лишается доверия в плане кино. Нахожу рассуждения такого рода архиложными и совершенно несовременными. Всё это трёхгрошовая аргументация, я думаю, пора покончить с вечным соперничеством между кино и телевидением".
Сине-ревю № 50,1979
Бернар Алес, фото автора