САЙТ ПОСВЯЩЁН БЛУЖДАЮЩЕМУ ОГОНЬКУ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО МОРИСУ РОНЕ... 

Эта ночь...

Режиссёр Морис Казенёв

Сценарий: Морис Казенёв, Поль Гимар, Анри-Франсуа Рей по детективу Мишеля Лебрена "Смертельное молчание"

Оператор Леонс-Анри Бюрель

Музыка: Морис Леру, Клод Боллинг

В ролях: Милен Демонжо, Морис Роне, Жан Серве, Франсуаза Прево, Жан Лара, Юбер Ноэль, Жильбер Эдар, Жак Дери, Ив Арканель, Саша Питоефф, Флоранс Арно, Франсуаза Брион, Клод Боллинг

Производство: Франция

Сюжет

Андре Реверди, 45 лет, строен, элегантен, донжуан, циничный и аморальный, тот, кого называют известной личностью. Владеет большим издательским домом, который специализируется на рекламе роскоши. Художественным редактором он поставил 28-летнего Жана Малле, не так давно женившегося на самой красивой девушке с обложки – Сильви, которая также работает у Реверди.

Несмотря на блестящую карьеру Жана Малле, Реверди, похоже, плохо переносит присутствие рядом с собой молодого человека. Заметно, что он всё больше интересуется Сильви и не смущается демонстрировать это. С каждым днём чувство ненависти по отношению к патрону  всё сильнее овладевает Жаном. Реверди хотя и признаёт профессионализм своего сотрудника, не упускает случая, чтобы вывести его из себя и унизить, чаще всего в присутствии коллег.

Жан и Сильви недавно наконец-то приобрели новую квартиру. Чтобы отметить это событие, они созвали гостей на вечеринку, Реверди, естественно, был одним из приглашённых.

Но в офисе, как раз перед вечеринкой, в то время как Жан с коллегами заканчивали макетировать важный альбом, Реверди несколькими фразами разносит работу Малле и требует всё переделать. "Не беспокойтесь за вечеринку, – говорит он, – я приму гостей и заменю отсутствующего хозяина дома". Едва сдерживая себя, Малле смотрит на уходящего Реверди. Когда возвращается домой, где веселье в самом разгаре, Реверди тотчас находит новый повод и просит Малле отвезти его домой. Сильви настаивает: это самый удобный случай, чтобы попросить аванс, в котором они так нуждаются.

В машине мужчины молча следят друг за другом. Реверди машинально открывает бардачок и обнаруживает револьвер.

Вернувшись домой, Малле впервые за вечер остаётся, наконец, наедине с женой. Она любезно дарит ему сувенир: чудесный брелок для ключей от машины. Во время разговора Жан признаётся, что не решился просить у Реверди сумму, которая им необходима. Тогда Сильви предлагает свои услуги, но Жан реагирует жёстко: "Никогда!"

Но на следующий день Сильви без ведома Жана соглашается позавтракать с Реверди. Ради игры она идёт к нему, и Реверди предлагает ей ключ от своей квартиры. В тот день, когда она им воспользуется, чек будет в её распоряжении. Сильви отказывается.

В это время Жан нервно обзванивает знакомых в поисках Сильви, но не находит её. Вечером бухгалтерия просит у него уточнений по поводу чека на два миллиона, выписанного на имя Жана Малле. Жан узнаёт, что это приказ патрона. Сотрудники смущённо смотрят на него. Теперь Жан уверен, что Реверди добился своего. В гневе он покидает агентство, садится в машину и направляется к Реверди.

Ночь. Жан видит, как из дома выходит женщина и берёт такси. Это Сильви. Затем дверь открывается, теперь это Реверди выходит и удаляется. Жан уже не контролирует себя, он приближается к нему, вынимает револьвер и изо всей силы наносит удар. Человек падает. Когда Жан переворачивает тело, то видит, что жертва не Реверди, он убил незнакомца. Растерянный, почти неосознанно, он несколько часов бродит по Парижу, а когда встречается с Сильви, сознаётся в преступлении. Он убил человека.

В выходные дни молодые люди не выходят из квартиры и, несмотря на ужасную ситуацию, нежиданно осознают, как глубоко любят друг друга. Отныне они во всех смыслах слова соучастники.

Но в газетах, которые они с тревогой просматривают, ничего не пишут о преступлении. Полиция не появляется, и Малле спрашивает себя, не привиделся ли ему этот кошмар.

В понедельник Сильви получает с почтой записку от Реверди с простыми словами: "Вот ключ к подписи". К записке приложен чек на два миллиона, неподписанный.

Жан возвращается в агентство, полный решимости противостоять Реверди, на стол которого бросает ключ и чек. Реверди не реагирует. Жан идёт в свой кабинет, но тут его ждёт другое послание, рисунок, на котором изображён лежащий на земле человек с разбитой головой. Жана видели в день преступления, его шантажируют.

Некоторое время спустя кто-то звонит ему по телефону, называется Мартеном. Он всё видел и требует от Жана три миллиона. Жан и Сильви решают пойти на хитрость. Вдохновлённые прочитанными детективами, они сооружают куклу. Но шантажиста не проведёшь, он угрожает и теперь требует уже четыре миллиона.

В тот момент, когда он отходит от Жана, на перроне метро возникает суета, Мартен падает под состав. Как ни ужасна драма, но теперь Сильви и Жан свободны. Никто больше не может шантажировать их.

Не успели они вернуться домой, как телефон зазвонил  вновь. Незнакомый голос объявляет, что смерть Мартена ничего не меняет. Шантаж продолжается. Незнакомец назначает Жану встречу в баре. Когда тот приходит, видит, к своему большому удивлению, Реверди. Он всё знает. Он тоже шантажирует Малле, но это шантаж другого рода, объект этого чудовищного торга Сильви. Жан ничего не говорит жене. У него одна цель: вернуть револьвер, единственное доказательство убийства.

Сильви сознаёт весь драматизм положения. Чтобы Жан не совершил непоправимое, она назначает Реверди свидание. Она спокойно выдвигает условия сделки: с одной стороны её счастье и любовь, с другой – его желание владеть ею. Она предлагает себя и делает это так, что он понимает смехотворность ситуации. Сильви, используя своё превосходство, методично и жёстко ставит его на место. Впервые этот человек, всё ещё уверенный в себе, сдаётся.

В это время Жан ищет в квартире Реверди револьвер. Звонок в дверь вынуждает его спрятаться. Это инспектор уголовного розыска поджидает Реверди. Когда тот появляется, они заходят. Из своего укрытия Жан узнаёт правду: человек, которого он ударил той ночью, не умер, он заговорил и указал на Реверди. Туссен намерен арестовать его, но Реверди не теряет самообладания. Он холодно провожает его, затем обнаруживает Жана. Мужчины оказываются с глазу на глаз.

Реверди вынимает из ящика стола револьвер Жана. Какое-то время ломает комедию, угрожает Жану убийством. Затем медленно выпускает ствол из рук. Теперь это усталый, изнурённый, пропащий человек.

Жан уходит. Спускаясь по лестнице, слышит выстрел. Реверди покончил с собой.

Наконец освободившись от кошмара, Жан идёт домой, к Сильви.

Из рекламного буклета "Эта ночь...", 1958 г.

Чудовищный влюблённый: разрушит ли Серве

любовь Милен и Мориса?

В студии "Билланкур", где Морис Казенеёв снимает "Эту ночь...", Милен часто меняет обстановку, одежду и партнёров. То её обнимает Морис Роне, её муж, то она с Жаном Серве, своим патроном, в двусмысленной ситуации. В другой раз она принимает гостей в просторном зале. Её можно увидеть в домашней одежде, в постели, в вечернем платье. Но всегда она ставит один и тот же вопрос своими загадочными взглядами. Вся её игра – достаточно понаблюдать за ней на съёмочной площадке – в нюансах, она любит полутона.

Милен идеально вписывается в эту историю, в которую грубо вмешивается чудовищная любовь. Главная тема "Этой ночи..." такова: Милен – известная фотомодель, жена Мориса Роне, художественного редактора в рекламном издательстве, глава которого, Жан Серве, безумно влюблён в неё.

Милен впервые снимается с Роне и Серве, а они долго работали вместе на острове Крит во время съёмок фильма "Тот, кто должен умереть". Иногда они развлекаются, обмениваясь фразами на современном греческом, чем немало удивляют тех, кто их слышит. В фильме Дассена они союзники. У Казенёва они постепенно становятся смертельными врагами. Сцены, которые их объединяют – и противопоставляют – по ходу фильма сопровождаются нарастанием неприязни, ревности и ненависти. Сначала всё оставалось приглушённым, сохранялись приличия в профессиональных отношениях между патроном и его подчинённым. Затем, день ото дня, чувства проявлялись.

Оставаться последовательным, уметь показать внутреннюю эволюцию персонажа – процесс сложный, но как увлекательно наблюдать за ним гостю студии. тем более когда на площадке актёры "Этой ночи..."

Милен: вечная опасность для мужчины

С фильмом "Эта ночь..." Морис Казенёв вступает в корпорацию кинорежиссёров. Он по-своему готовился к этой профессии. Работал на радио, потом на ТВ. Поставил много театральных пьес. Он приходит в кино с оригинальными идеями. Нам кажется интересным рассказать о них.

Морис Казенёв терпеть не может реальность, реализм, неореализм. Его интересует внутренний лиризм героев. Как показать это на экране: "Я хочу заставить зрителя видеть в кадре, в сцене только то, что я желаю, что бы он видел. В отличие от неорелизма я сторонник "центризма".

На грани размытости

В результате Казенёв вынужден всё время прибегать к трюкачеству. Он устанавливает камеру таким образом, что изображение почти размыто, кроме "центрированной" зоны, которая должна удерживать внимание. Разумеется, для зрителя в зале этот приём должен остаться незамеченным.

Во время одной очень напряжённой сцены в метро с Морисом Роне и Юбером Ноэлем режиссёр распорядился установить прожекторы так, чтобы свет незаметно переходил с одного лица на другое в зависимости от того, на кого он хочет направить внимание зрителя. Случается, что освещение и фокусирование направлены на неподвижого и молчащего актёра, тогда как двое других беседуют на переднем плане. И Милен появляется в шикарном платье как раз в самый критический момент фильма. Все эти примеры позволяют лучше понять, что Морис Казенёв подразумевает под словом "центризм".

Магнетизм Милен

Очевидно, что сюжет фильма соответствует такой выразительной форме. Морис Казенёв также старается раскрыть психологию каждого.

"Так я представляю женщину, а именно Милен Демонжо, как опасного персонажа, как вечную опасность для мужчины. Она такая не нарочно, не преднамеренно. Она такая потому, что она – женщина".

И это верно, в "Этой ночи" магнетизм Милен действует на Серве так, что приводит его к проигрышу. Он действует и на Роне, толкая его на преступление.

С такими выразительными лицами, Милен, Роне и Серве, конечно, были для Мориса Казенёва исполнителями, о каких можно только мечтать.

Синемонд № 1250, 1958 г.



Сайт создан в апреле 2007 года с ознакомительной целью. Права на статьи и фото принадлежат их авторам.