Морис Роне - посол шарма
...Очень красивый молодой человек, у него есть горячие поклонницы. Симпатичные девушки влюбляются в него с пылкостью первой страсти. Весь его облик отмечен маркой успеха: он непростой, но не высокомерный, улыбчивый, но не открывает душу легко, амбициозный, но не горделивый. Романтичного красавца Мориса Роне можно встретить на киностудиях и в городах за границей. Уже несколько месяцев он меньше интересуется барами, предпочитает свою комнату, которая каждое утро наполняется шумом Елисейских полей, в которой всё до мелочей говорит о любви к приключениям. Здесь он у себя, в созданной им самим обстановке, среди своих дисков, книг. Всюду – на столах, в шкафах – большие альбомы напоминают о поездках. В них фотографии, отчёты о фестивалях, которым он оказывал щедрую помощь.
Морису Роне тридцать лет. Родился в Ницце. Родители актёры познакомили его со всеми тонкостями прекрасного и нелёгкого искусства. С ними он играл в «Столике на двоих» Саша Гитри... Дальше работал самостоятельно, в зависимости от того, как складывалась жизнь. Много учился, погрузился в книги и продолжает читать. Даже трактат по философии написал. Занимался керамикой, живописью, скульптурой. Но настоящей удачей он обязан кино, в частности Жаку Беккеру, у которого сыграл в «Июльских свиданиях», фильме, ставшем классическим, который показывают в киноклубах. На съёмках он встретил девушек и парней, которых ждала известность. Это Даниель Желен, Николь Курсель, Брижит Обер, Пьер Трабо и другие. Эта команда, эта горсточка приятелей сегодня рассеялась, но остаются драгоценные воспоминания.
Между «Июльскими свиданиями» и «Большим патроном» Ива Чампи был двухлетний перерыв, в это время Морис Роне изучал керамику, искусство, в котором проявил удивительные способности, но кино с его выразительной силой и большими возможностями всё-таки перевесило.
Опершись на балкон, выходящий на улицу, Морис Роне рассказывает тысячу анекдотов из своей жизни, о том, что запомнилось, о первых волнениях перед камерой, первом написанном посвящении.
– Самый горький период, – добавляет он, – это, конечно, военная служба. Я сильно страдал, и всё из-за неявки, в которой не был виноват. На самом деле я не ответил на повестку призывной комиссии. А как бы я мог, ведь в это время мы находились в турне и я ничего не знал об этой важной формальности. Меня не признали честным и пришлось проходить службу в дисциплинарном батальоне. Нет ничего более несправедливого, более жестокого. Эта нездоровая атмосфера очень отразилась на мне, сохранилось чувство глубокого отвращения.
Надо признать, дисциплинарные батальоны никогда не были райским местом. К счастью, время идёт и есть много другого, что стоит вспоминать, фильмы например. У Мориса Роне их много. Вы видели его в «Семи смертных грехах», «Ядовитом плюще», «Целителе», «Замках в Испании», «Бесконечных горизонтах», «Лукреции Борджиа», «Удовольствиях и пороках», «Аристократах», «Колдунье», «Отделе пропавших без вести», который снимали в Аргентине, и наконец в фильме «Тот, кто должен умереть», известной постановке Жюля Дассена.
Он заканчивает одновременно «Лифт на эшафот» с Жанной Моро, а также «И с гордостью её пишите имя», один в Париже, другой – в Лондоне. В начале следующего года предстоит работать в Мексике с Марией Феликс в фильме «Лихорадка приходит в Эль-Пао».
Морис Роне участвовал в основных фестивалях Англии, Чехословакии, Уругвая, в каждом городе он покупал сувениры, так что его квартира стала воистину музеем путешествий. Его костюмы пошиты в Лондоне, Венеции, Берлине, Буэнос-Айресе. У него есть лучшие записи испанской и бразильской музыки. Цветные конверты с дисками соседствуют с другими долгоиграющими пластинками – Бахом, Вивальди. Музыка для него святое. Он был героем передачи Радио-Люксембург «Мечта вашей жизни».
Его спросили: «Морис Роне, какова мечта вашей жизни?». Морис улыбнулся, его лицо просияло, так как он уже почувствовал, что сможет осуществить свою мечту. Он ответил:
– Я бы хотел дирижировать большим симфоническим оркестром.
Вот так вы могли послушать, как играют 80 музыкантов оркестра Гастона Пуле, которыми с дирижёрской палочкой в руках управлял Морис Роне. «Это было восхитительно, – говорит он. – Ну почему я не изучал музыку?»
Морис Роне и Николь Берже были Ромео и Джульеттой на фестивале де Лёр. И в этой трагедии они снова отлично сыграли.
Актёр чувствительный, уже заявивший о себе, Морис Роне не считает, что созрел для режиссуры, но был бы очень счастлив когда-нибудь поставить выдающуюся пьесу Бернарда Шоу “Ученик дьявола».
Ciné-Révélation № 193, 29.12.57