Дело Крейзи Капо
Режиссёр Патрик Жамен
Сценарий: Патрик Жамен по роману Жильбера Танюжи "Крейзи Капо"
Диалоги: Жильбер Танюжи
Композитор Владимир Косма
В ролях: Морис Роне, Антонио Кантафора, Жан-Пьер Мариель, Жан Серве, Алиса Саприч, Марика Грин, Кристиан Барбье, Мишель Пейрелон, Бернар Лажарриш, Шарль Милло и др.
Франция – Италия
Сюжет
Респектабельный господин Жан Дизран (Морис Роне), промоутер строительной фирмы, нуждается в этой работе только для прикрытия своей основной деятельности, связанной с наркоторговлей, и там он далеко не последний человек – один из главных финансистов. Но мечтает о большем: хорошо бы самому стать главным вместо Жозефа Маркези по прозвищу Крейзи Капо (Жан Серве). Жан Дизран, он же Бельгиец, создаёт новую цепочку для поставки героина и готов распространять его среди молодёжи. Своим планом он делится с Крейзи Капо, но опытный гангстер отказывается наживаться за счёт молодых, это противоречит его принципам. Он допускает, что многое можно делать не по закону, но только не это.
Чтобы выйти из положения, беспринципный и амбициозный Бельгиец обвиняет Крейзи Капо якобы в непомерной потере прибыли в организации и под этим предлогом ставит вопрос о его смерти на голосование. Все главари, в том числе и сын Маркези Антонио (Антонио Кантафора), голосуют за смерть. Антонио и приводит приговор в исполнение. Объединив усилия, Антонио и Бельгиец устраняют всех бандитов, которые работали на Маркези. Кровь льётся рекой. Полиция тем временем расследует дело об убийстве Маркези. Дизран же и не подозревает, что уже приближается к неожиданной развязке – ловушке, которую приготовил для него бывший клоун Крейзи Капо.
***
Морис Роне, который очень любит трудные роли, в первом фильме молодого режиссёра снова выбрал неоднозначного персонажа, мотивы которого не всегда сразу понятны. Гангстер высокого класса, он замешан в грязной истории, но умеет при этом сохранять аристократический образ важного господина. Но каким бы ни был уровень его игры, не только он интересен в фильме. Патрик Жамен, режиссёр, получивший боевое крещение у Серджио Гобби, очень хотел показать, что превосходно знает своё дело. Он приготовил несколько блестящих сцен, которые оценит зритель. В частности мы имеем в виду побег на вертолёте – реконструкцию, которая требовала точности и скрупулёзности опытного мастера. Сцена охоты, одна из ключевых в фильме, сначала настраивает на лирический лад, а следующие затем разборки с нарастанием напряжённости придают финальной кровавой бойне поразительную правдивость. Конечно, на уровне сценария можно отметить некоторую неправдоподобность, но талант режиссёра таков, что мы охотно забываем небольшие погрешности, результат неопытности, чтобы оценить солидность руководства актёрами, выдержанный ритм и правдивость жестоких сцен. А ещё нам представился случай восхититься великим актёром Жаном Серве, у которого не всегда была возможность играть роли, которых заслуживал его талант.
Морис Роне и Жан Серве снялись в этом фильме
из ненависти к наркотикам
В 1972 году историями о наркоторговцах увлекалась вся Франция. "Французский связной" станет одним из самых кассовых фильмов года. В этом фильме американской полиции удалось ликвидировать сеть розничных продавцов. Наркотик прибывал с Дальнего Востока во Францию, в Марсель, а затем отправлялся в Соединённые Штаты.
Теперь представьте, что какой-то промоутер строительной фирмы решает сбывать героин напрямую французской молодёжи. Вот вам и отправная точка "Дела Крейзи Капо", захватывающего детектива, сочинённого Жильбером Танюжи.
В этом первом фильме режиссёра Патрика Жамена приняли участие известные актёры. Непорядочный промоутер – Морис Роне, в довольно сдержанной манере исполняющий роль, не требующую от грустного героя "Блуждающего огонька" и остроумного "Рафаэля-развратника" блистать как-то по-особому. Кроме него в ролях более или менее коротких и колоритных вы увидите знакомые лица, такие как Алиса Саприч или Жан-Пьер Мариель.
Наконец, в роли коварного главы мафии Крейзи Капо собственной персоной можно ещё раз открыть недавно скончавшегося великого актёра Жана Серве. Слишком часто актёра ассоциировали с его персонажами, до такой степени, что вокруг него создалась неприятная аура, которую он тем более не заслужил, что согласился играть эту роль – а Морис Роне свою – из ненависти к наркотикам и тем, кто их продаёт.
Любопытна судьба Жана Серве, молодого бельгийского актёра родом из Антверпена, который прибывает в Париж в конце 1930 года с труппой театра Маре, чтобы играть в "Болезнях молодости" Фердинанда Брукнера. Спектакль дебютирует 27 декабря в театре де л'Ёвр и становится триумфом. Столичная публика открывает молодого премьера c мрачным взглядом и совсем юную девушку, о которой будут много говорить – Мадлен Озере. Она вспоминает свою встречу с Жаном Серве: " Что в нём поражает сразу, так это голос, глубокий, с красивым тембром. Это был очень любезный, интеллигентный человек. Его дар пародирования не знал границ". Верно то, что начиная с 1931 года кино монополизировало Жана Серве, в нём оно нашло одного из самых популярных молодых премьеров. Он патетический Шопен в "Прощальной песне" и идеальный Мариус в известной версии "Отверженных". До войны он появлялся таким в десятках фильмов. В первый раз его внешность сыграла с ним злую шутку. С виду совсем юный, он приговорён к ролям молодого премьера всё более прозаичным и предпочитает совершенствоваться, посвящая себя театру. На многие годы он связывает свою судьбу с компанией Мадлен Рено – Жан-Луи Барро.
С середины 40-х его внешний вид поразительно изменяется. Морщины углубляются, волосы седеют, уголки губ опускаются, придавая лицу серьёзность, строгость, что привлекает кинематографистов.
С фильмом "Мужские разборки" зрительская популярность возвращается. Он снова звезда кино, но после личного триумфа в фильме "Герои устали" с Марией Феликс ему приходится играть всё более зловещих личностей, наркоманов, безвольных, способных на любые подлости. Второй раз в жизни внешность, которая старит его не по возрасту, раз и навсегда привязывает его к не заслуживающим внимания и неинтересным ролям.
После заметной роли в спектакле "Марат – Сад" в 1966 году его приглашают всё реже. Следующий спектакль в Париже был неудачным.
Но в мае 1974 года, уже очень больной, он согласился сниматься в короткометражке Жиля Беа "Цвет моря". Фильм в подробностях рассказывает о путешествии слепого, которому необходимо делать операцию на роговице. Жиль Беа хорошо помнит Жана Серве: "Невозможно представить отчаяние, в котором находился этот человек. Актёру, который хотел поставить в театре "Грозовой перевал", предлагали роли в порнофильмах. Он был великим актёром, ему было трудно переносить бездеятельность, на которую его обрекало французское кино. Как человек Серве очень далёк от образа плохого парня, которого он играл в кино. Он обладал восхитительным чувством юмора".
Страдая от невостребованности, чувствуя, что готов сорваться, Жан Серве решает уехать из Парижа. Со своей женой он отправляется на Юг. "Но, – заключает Беа,– он не смог жить уединённо и вернулся в Париж, чтобы вскоре там умереть".
Робер де Ларош
"Топ-Теле" № 13, 1976 г.