САЙТ ПОСВЯЩЁН БЛУЖДАЮЩЕМУ ОГОНЬКУ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО МОРИСУ РОНЕ... 

Донос

Режиссёр Жак Дониоль-Валькроз

Сценарий Жак Дониоль-Валькроз

Оператор Анри Реши

Композитор Жорж Делерю

В ролях: Морис Роне, Франсуаза Брион, Николь Берже, Саша Питоефф, Франсуа Мэстр, Флоранс Луано, Жан-Клод Дарналь, Мишель Лонсдаль, Лоран Терзиефф, Мишель Грелье, Раймон Жером, Жак Санти

Франция, 1962 год

В 1962 году на фестивале в Сан-Себастьяне Жак Дониоль-Валькроз был награждён "Серебряной раковиной" как лучший режиссёр.

ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ОДНАЖДЫ ПРОЯВИЛ ТРУСОСТЬ,

НО ВТОРОЙ РАЗ – НЕТ

Мишель выиграл у судьбы 17 лет жизни

Конечно, Жак Дониоль-Валькроз снимает на натуре из экономии, но ещё он думает о реализме. "Главное, в конце концов, обстановка. Когда сцены в гестапо мы снимали в ветхом отеле, который в любой момент  мог развалиться, вся группа была под впечатлением. В студии вы такого никогда не добьётесь".

–  Почему вы остановились на синемаскопическом формате?

– Потому что он мне нравится, особенно в чёрно-белом варианте. Обычно мне трудно даётся раскадровка. В этом формате всё получается само собой.

– Вы также автор сценария. Расскажите нам сюжет.

– Это история человека, который из-за своей трусости выиграл 17 лет жизни. Можно струсить один раз, но два...

Мишель (Морис Роне) был участником Сопротивления. Попадает в плен  к немцам, его пытают, допрашивают. Молодой гестаповский полицейский служит переводчиком. Он сочувствует Мишелю. Зная, что немцы уже обладают сведениями, которые из принципа хотят выбить из Мишеля, он делает всё возможное, чтобы подтолкнуть его к признанию. Сбитый с толку загадочными словами переводчика, Мишель начинает говорить. Иначе говоря, он нарушает строгие правила чести. Полковник СС признаётся, что они всё уже знают. Мишелю удаётся бежать из плена, его встречают как героя. Он думает только об одном – как спаси лицо. В то время он ещё не понимает, что то, что он сделал, вызвало в нём глубокий шок.

Сначала он спас ему жизнь, потом честь

Однажды Мишеля вызвали в полицию, так как арестованный переводчик сослался на него как важного свидетеля. Чтобы его спасти, Мишель должен был сознаться и лишиться ореола героя. У него не хватает на это смелости и он занимает неопределённую позицию, ожидая, что тот обозначит чётко, о чём конкретно надо сказать, но растерянный обвиняемый молчит. На этот раз он спасает Мишелю честь. Его казнят.

Прошло 17 лет. Мишель женат, глава семьи, кинопродюсер (забавно было описывать такую редкую птицу – кинопродюсера любезного, воспитанного, с хорошим вкусом), десять лет как женат на Эльзе (Франсуаза Брион), всё еще обожает свою жену. Их дочери Софи (дочь Дониоль-Валькроза) восемь лет. В довершение всего Мишель имеет деньги.

Однажды он возвращается в ночной клуб, в котором был накануне вечером и оставил там свой свитер. В тёмном коридоре он натыкается на труп. Он слышит женский голос и, оглушённый, падает. На следующий день он отвечает на вопросы комиссара полиции (Саша Питоефф), ведущего дело. Жертва – лидер секретной армейской организации. Мишель вне подозрений, и поскольку его тесть министр, с ним обращаются с большой почтительностью.

Почтальон всегда звонит дважды

Сначала Мишель не чувствует себя причастным, но постепенно осознаёт, что он единственный главный свидетель, и начинает своё собственное расследование. Он встречается с Элеонорой (Николь Берже), голос которой слышал в тот вечер, когда было совершено преступление, выясняет, что дело касается сведения счётов внутри политической группировки. Но спустя 17 лет после своего доноса в гестапо он решает, что не будет никого выдавать. Он оказывается между полицией, которая его допрашивает, и САО (секретная армейская организация), которая присылает ему письма с угрозами. При посредничестве Элеоноры он сообщает, что не будет ничего говорить. Но так как ему суждено умереть в любом случае, раз он выиграл только 17 лет жизни, молодой экстремист убивает его. Мораль этой истории: почтальон всегда звонит дважды.

Мы живём в забвении наших метаморфоз

Вот так, было необходимо, чтобы Дониоль-Валькроз сам рассказал вам эту историю. Её нельзя сокращать. Фильм тоже имеет сложную структуру. Он обращается к памяти, возвращается в прошлое. Таким образом мы увидим продюсера Мишеля на просмотре отснятой части его фильма. И то, что он видит на экране, отсылает его на 17 лет назад...

В самом начале фильма Дониоль-Валькроз процитировал Поля Элюара: "Мы живём в забвении наших метаморфоз".

Интервью подготовил К-М Тремуа,

Телерама № 621, 10 декабря 1961 года



Сайт создан в апреле 2007 года с ознакомительной целью. Права на статьи и фото принадлежат их авторам.