Последний прыжок
Режиссёр Эдуард Лунц
Сценарий Эдуард Лунц, Антуан Блонден, Жан Болвари, Ролан Жирадо (по роману Бартоломе Беннасара)
Оператор Жан Бадаль
Композитор Е. Курц
В ролях: Морис Роне, Мишель Буке, Кати Розье, Эрик Пене, Андре Руйе, Катрин Ардити, Франсуа Мэстр, Пьер Ардити, Ролан Мале, Бетти Бекерс, Густаво де Мардо, Робер Фавар, Филиппо Мериджи, Жерар Циммерман и др.
Франция, Италия
"Последний прыжок" был показан на Каннском кинофестивале в 1970 году.
"ГЕРОЙ" И КОМИССАР
Морис Роне – Гараль, десантник иностранного легиона, участник войны в Алжире. Место нахождения – Лион. Скоро демобилизация. Без разрешения покидает казарму, чтобы навестить жену-евразийку, хозяйку парикмахерской в пригороде Парижа. Гараль всю ночь ожидает её в их маленькой пустой квартире. Утром она появляется в сопровождении весёлого битника. Муж не сомневается в измене. Он убивает жену и возвращается в казарму. Никаких следов, никаких свидетелей. Это идеальное преступление.
После демобилизации Гараля допрашивают в полиции, но он не даёт повода для подозрений. Он даже заинтересовался неординарной личностью комиссара полиции Жорана (Мишель Буке). Презираемые в своём окружении, ведущие холостяцкую жизнь, циничные и с чувством душевного дискомфорта, они подружились. Со стороны Гараля это была дружба-вызов, для Журана она основывалась на восхищении. Это была игра в кошки-мышки, пока Жорану не пришлось делать выбор между дружбой и арестом.
Военнослужащий, хорошо знающий, что среди гражданских нет признательных за то, что на службе он рисковал своей жизнью. И полицейский, уже с опытом работы, но не продвинувшийся по службе, понимающий, что ментов используют, а потом презирают. Фильм строится на встрече двух персонажей, которые были действующими лицами во многих фильмах, но здесь это анти-герои, десантник не у дел, комиссар без ореола из детективных романов. Заслуга авторов заключается в том, что они показали нам своих героев, не уступая условностям и дав возможность присутствовать при такой тонкой игре, как партия в шахматы, не выделяя никого из игроков и не противопоставляя наивно всех хороших и всех плохих.
Автор романа Бартоломе Беннасар, профессор декан филологическго факультете в Тулузе. Не поверишь, что он не думал о Достоевском. Только в данном случае комиссар не ждёт, что преступник явится с повинной. Он хотел бы, чтобы тот был невиновным. Это преступник хочет знать, может ли друг забыть, что он полицейский.
"Психология", понимаемая как анализ чувств, в кино теперь не в моде. Но здесь анализ обоснован. Авторы не развлекают нас только замысловатым разбором всех винтиков человеческой души. Над историей их героев стоит поразмышлять. Более того, она отражает исторический момент: атмосферу после алжирской войны – времени, когда военные и полицейские постоянно ставили свою роль под сомнение. Но это и теперь имеет место, а может быть, это всегда актуально. В конце концов не солдаты и не полицейские придумали профессию, которой им приходится заниматься, это общество предлагает им эту работу, а когда она сделана, они чувствуют презрение честных людей.
Чтобы эти персонажи не стали карикатурными, нужны были хорошие актёры. Мишелю Буке в роли комиссара, которая так ему идёт, удаётся не копировать себя самого, ему веришь. Как веришь и в сложности, которых много в его жизни, в его скрытые пороки, его восхищение диким зверем. Этот зверь – Морис Роне в роли, которая вроде бы не его. Но он сделал её правдоподобной.
Правильно выбранная интонация, очень хорошо поданный сценарий, грамотная работа с актёрами – это всё заслуга режиссёра Эдуарда Лунца. Его карьера особенная. В 1966 году привлёк внимание его фильм "Обнажённые сердца", рассказывающий о маргинальной молодёжи. В нём проявились признаки того, что подтвердило восстание молодёжи в 1968 году. Через четыре года "Последний прыжок" даёт основание думать, что Эдуард Лунц лучше многих режиссёров, которые "творят" каждый год.
Жан-Луи Талленай
Телерама № 1060, 10 мая 1970 г.