Убийца
Режиссёр Клод Отан-Лара
Адаптация и диалоги: Жан Оранш, Пьер Бост по роману Патриции Хайсмит " Бестолочь"
Оператор Жак Натто
Композитор Рене Клёрек
В ролях: Герт Фрёбе, Морис Роне, Ивонн Фюрно, Марина Влади, Робер Оссейн, Полетт Дюбо, Клара Гансар, Жак Моно, Гарри Майен, Лоранс Боди
Франция, Италия, Германия
Сюжет
Ночь. В окрестностях Ниццы к остановке спешит мужчина, жестами вызывает из автобуса женщину. Они ссорятся, женщина пытается убежать, но не повезло, мужчина догоняет её и несколькими ударами ножа убивает. Проходящий невдалеке поезд заглушает крики жертвы.
Наутро тело жертвы обнаружено. Это Элен Киммель. Её муж Мельхиор Киммель (Герт Фрёбе), владелец книжного магазина, допрашивается. Известно, что супруги ненавидели друг друга, но от подозрений в убийстве пришлось отказаться: как раз в это время Мельхиор Киммель находился в кинотеатре "Форум", где его видел знакомый, который подтвердил этот факт. Дело было приостановлено. Киммель успокоился: кажется, ему удалось обхитрить полицию.
Молодой сотрудник проектного бюро Вальтер Саккар (Морис Роне) внимательно следит за делом Киммеля, о котором пишут в газетах. Он чувствует, что здесь что-то не так, посещает магазин вдовца и заказывает у него книгу, поинтересовавшись между прочим, не о его ли жене идёт речь в газетах. Вскоре он понимает, что в смерти жены виновен сам Киммель.
Вальтер женат на Лауре (Ивонн Фюрно), которую когда-то любил, но её бесконечная ревность и нервозность делают совместную жизнь невыносимой. Теперь она приревновала его к Элли (Марина Влади). Вальтер видит только один выход из положения – развод, но Лаура категорически против. Когда Лаура отправляется к заболевшей матери, уже на вокзале Вальтер сообщает ей об измене и снова настаивает на разводе. Не успев закончить важный разговор, следует на своей машине за автобусом, на промежуточной остановке, как и все пассажиры, заходит в кафе, ищет Лауру, не находит и уезжает.
Тело Лауры обнаружили на дне глубокого каньона. Похоже, что это самоубийство.
В комиссариате полиции инспектор Корди (Робер Оссейн) беседует с Вальтером. Тот скрывает, что был на стоянке автобуса, а также и в кафе. Затем они отправляются на место преступления. Здесь Вальтер, опасаясь быть узнанным официанткой, говорит инспектору правду. Вернувшись в комиссариат, Корби тщательно изучает содержимое чемодана Клары и находит там книгу, в которую вложены газетные статьи, освещающие дело Киммеля. Корби сопоставляет эти происшествия и начинает по одному допрашивать Вальтера Саккара и Мельхиора Киммеля. Оба отрицают, что встречались раньше.
Вальтер начинает нервничать и снова идёт к Киммелю. Тот встречает его словами: "Я вас не знаю, я вас никогда не видел и я не хочу иметь с вами никаких дел". Однако решает извлечь выгоду из создавшегося положения. Ночью проникает в дом Саккара и начинает его шантажировать, требуя заплатить за улику – талон заказчика книги, доказывающий, что Вальтер был у него до смерти жены. В случает отказа он готов передать улику со своими комментариями прессе и полиции.
С этого момента Вальтер ежедневно следит за прессой и наконец-то решаетсяся рассказать обо всём Элли.
Киммель записывает на магнитофон своё заявление для журналистов. Он рассказывает им, о чём ему якобы поведал Вальтер, на самом деле он подробно описывает своё собственное преступление, не забыв упомянуть и о проходящем как раз во время убийства поезде. Запись он относит инспектору Корби. Тот приглашает обоих подозреваемых в свой кабинет, включает магнитофон. Они внимательно слушают, но когда речь заходит о поезде, всем становится ясно, что Киммель врёт.
Однако психологическая дуэль между Саккаром и Киммелем, почти весь фильм державшая зрителей в напряжении, этим не заканчивается. Киммель выслеживает и убивает Вальтера у самого входа в концертный зал, где его ждёт Элли. Оперативно сработавшая полиция забирает Киммеля с места преступления.
Пресса о фильме "Убийца"
Le Canard enchainé: Это лучше, чем детектив. Качество фильма основано на различии характеров персонажей и на их поведении. Актёрами руководит мэтр. Он избегает банальности фильмов серии нуар.
Le Monde: В этом фильме слишком много неправдоподобностей, как материальных, так и психологических. Всё это имело бы лишь относительную важность, если бы нас заинтересовал сюжет и если бы постановка сгладила слабые места сценария.
L'Aurore: Работа месье Отан-Лара вышла за пределы детективного действия: он захотел снять более глубокое кино, более психологическое. Это детектив такого качества, какого нам не часто приходилось видеть.
Le Figaro: В этом фильме есть некоторая чрезмерность, которая мешает проявиться тревоге и эмоциям. Чем дальше развивается история, тем больше она кажется несуразной. Мы подвергаемся хаосу фальшивых чувств.