Скандал
Режиссёр Клод Шаброль
Сценарий: Клод Брюле, Дерек Прауз, Поль Жегофф
Оператор Жак Рабье
Композитор Пьер Жансен
В ролях: Энтони Перкинс, Морис Роне, Ивонн Фюрно, Стефан Одран, Энни Видал, Генри Джонс, Катрин Сола, Джордж Скафф, Криста Лэнг, Мари-Анж Анье и другие.
Франция, 1967
В 1967 году на кинофестивале в Сан-Себастьяне Морис Роне получил приз "За лучшую мужскую роль" в фильме "Скандал".
В связи с выходом нового фильма "Скандал" Клода Шаброля журнал "Телерама" опубликовал подборку материалов под общим заголовком "Мнения о фильме "Скандал" разделились". Они переведены с небольшими сокращениями.
Поль Вагнер (Морис Роне) от своей марки шампанского унаследовал только имя. Реально акциями владеет Кристина Беллинг (Ивонн Фюрно). Но американские покупатели не сумасшедшие, они хотят купить шампанское "Вагнер", а не "Беллинг". Кристине надо задобрить своего дорогого гордеца Поля, шутника и пьяницу, не совсем нормального после происшествия, в результате которого ему пришлось продолжительное время находиться в клинике.
Поль – близкий друг Криса (Энтони Перкинс), молодого красивого мужа Кристины, которого она купила себе и праздный образ жизни которого оплачивает. Чудесные люди, которые не раздумывая сожрут друг друга.
Наутро после ночных запоев Поль ничего не помнит. Кристина заботливо напоминает ему об этом. Эта девушка из Гамбурга, как она умерла? А та женщина скульптор, задушенная в своём ателье? В конце концов Поль начинает верить в свою виновность, но ничего не помнит точно. Сам ли он убил этих женщин?
В свою очередь задушена и Кристина. Кем? Это будет известно только в конце фильма.
МНЕНИЯ О ФИЛЬМЕ "СКАНДАЛ" РАЗДЕЛИЛИСЬ
Говорят, что он, Шаброль, злой и циничный, готов на всё, чтобы снять коммерческий фильм. Вот его последний фильм "Скандал", который шокирует Жан-Луи Талленая и совсем нет Клод-Жана Филиппа. Дадим им возможность высказать свою точку зрения.
Клод-Жан Филипп: "Крупные, сильные мазки кистью"
Тайна, саспенс, детектив...будешь дрожать от страха...
Но! С Шабролем осторожно! Всё не так просто. Открываешь ящик, а он с двойным, тройным дном. Когда вы доберётесь до развязки, вернётесь к началу и подумаете: Да, конечно, на это намекалось...а затем нет, потом да. В итоге никакой ясности.
Убил ли Поль девушку из Гамбурга и женщину скульптора? Об этом он ничего не знает. А Шаброль дьявольски метко и остроумно подкидывает объяснения, которые вскоре рушатся как рассыпавшийся пазл.
Какую игру он затеял? Хочет нас обмануть? Думаю, что он слишком честный, слишком откровенный, чтобы смеяться над зрителем. Ему нравится магия кино. Он хочет управлять тайной и держать в напряжении. Но как? Он знает также, что в жизни не так, как в детективе. В жизни ошибаешься, часто сомневаешься.
Шаброль умудряется удивить нас, заставить сомневаться в том, что увидели. Эта странная мимика Роне, приближающегося к Ивонн Фюрно, чтобы её задушить. Это очередная шутка или шутовское повторение преступлений, которые он мог совершить? Здесь теряешься, но тут снова становится очевидно, что жизнь сложна и переменчива.
Нет, я не верю, что это игра (слишком просто, если умеешь пользоваться средствами кино). Не вижу удовольствия в том, чтобы загонять зрителя в лабиринты сомнений. Камера Шаброля теряет нить в мечте и бреду. Но ему всё мало, взгляд свежий, голова холодная. Он пишет крупными, сильными мазками кисти разложение своих героев, испорченных страстью к деньгам.
Сцены обеда перед телевизором и светского приёма великолепны. Здесь его вдохновение вспыхивает. Роне целует в лоб американского покупателя. Гости ведут светские разговоры ("500 тонн нафталиновых шариков, такое может случиться?). Одна взволнованная дама проходит по салону, произнося: "Это потому никто не хочет говорить со мной, что у меня нет денег". Весь этот бомонд обильно поливается тёплой вива-колой. Протест Поля не приятнее, чем те буржуа, которых он поливал. Да, это сатира, но заканчивается она патетикой и насмешкой.
Жан-Луи Талленай: "Скандал" меня шокирует
Да, "Скандал" меня шокирует. Речь не о скандале, о котором говорится в фильме, том, что портит репутацию. Не думаю, что обличать лицемерие было бы скандальным. Это даже довольно весело видеть чопорных персонажей, поливаемых потоками вива-колы. Шаброль владеет искусством испортить церемонию, сломать условности и сказать то, о чём не говорят. В этом его гениальность, и нельзя не восхититься в "Скандале" некоторыми вспышками гениальности и лиризма.
Меня не шокирует, что Шаброль слишком вредный, слишком хитрый. Когда он смешивает, как здесь, детективные трюки и попытки сатиры, я даже считаю, что смешение не очень удачно. Если он и гениален, у него почти нет таланта нравиться. И последнее, в чём бы я его упрекнул, так это в том, что он слишком расчётливый.
В эту игру, двойную или тройную, подлинной и мнимой виновности другие играют намного лучше, чем он. Для любителей детективов ключ к тайне, обнаруженный в финале, очень разочаровывает. Что касается интриги, в которой запутываешься, то это не кажется мне лучшим способом избежать неудачи.
Честно говоря, эта путаница, плохо распутываемая, не была бы важной, если бы довольно скоро зрители не перестали переживать за персонажей фильма, если бы по отношению к ним не появилось чувство недовольства. Меня не смущает, что фильм обличает скандал по поводу денег и даже что он нам показывает подлых персонажей. Ужасает отношение автора к своим героям, его взгляд на мужчин и женщин.
Что меня шокирует, так это то, что Шаброль запирает нас с персонажами в аду, из которого запрещено выходить. В "Милашках", как и в "Скандале", идёт ли речь о продавщицах или богатых бездельниках, мы живём с героями, которых покинула всякая надежда и которые не любят самих себя.
"Скандал" не обличает зло, он приводит людей в отчаяние и лишает их надежды...
Клод Шаброль: "Деньги, деньги" – это всё, что они могут сказать"
Шаброль шокирует. Удивительно, что его сочли хитрым в его самом искреннем, самом смелом, очень своевременном фильме "Милашки". Задаюсь вопросом, был ли гнев некоторых оскорблённых зрителей вызван тем, что он протянул им зеркало, показал фотографию общества, которое они не хотели знать. Как ранее "Правила игры" Ренуара и те же "Милашки", он имел шанс на обжалование.
Только после коммерческого провала и критики его самых личных фильмов он снимал проходные "Тигр любит свежую плоть" и "Тигр душится динамитом".
Сейчас он вернул доверие продюсеров и отныне может снова рисковать.
– В "Скандале" – говорит он, – я от души посмеялся над "правильной" работой. Всё начинается с шуток, а заканчивается жуткой гримасой и даже безумием.
Из страсти и интереса, двух составляющих любой детективной истории, я оставил интерес. Кто убил из-за денег, будет убит из-за денег. Говорят только об этом. Это критерий всего. Объяснения становятся всё более простыми. В конце персонажи кричат: "Деньги! Деньги!". Это всё, что они могут сказать.
Если посмотреть фильм третий раз
В то же время в построении сценария меня больше всего интересовали все возможные выдвижные ящики. Это детектив с тайной и финальным разъяснением. Но оно не согласуется с тем, что мы видим. Если смотришь фильм первый раз, можно предположить, что виновен персонаж А. Но если поразмыслишь или пересмотришь фильм, то покажется, что виновен персонаж Б, а не А. Есть подсказки и в том и в другом смысле. Если хватит решимости посмотреть фильм третий раз, ещё одно решение покажется одновременно возможным и сомнительным.
– То есть вы сами не знаете, виновен или невиновен персонаж, которого играет Морис Роне?
Шаброль смеётся:
– Он должен быть виновным, потому что Роне играет его так, как будто он невиновен. В сущности, всё это, начиная с определённого момента, может быть, происходит в его голове. Но с какого момента? А не есть ли весь фильм сон, начиная с титров?
Через крайности можно говорить откровенно
– Запутывать зрителя – это игра, это специально?
– Нет. Поскольку фильм – обычный детектив и может восприниматься как таковой. Но необходимо сомневаться, подвергать сомнению. Именно это было мне важно, но я также хотел, чтобы людям нравилось. Зрители не могут следить за сюжетом скучая. Но правда такова, какова она есть – зыбкая.
– Вы настраивали своих актёров играть преувеличенно, карикатурно.
– Крайности позволяют говорить откровенно. Я очень люблю эффекты, я за это. Полутона – это не проходит.
Шаброль говорит свободно, открыто и просто. Образ Шаброля "вредного", Шаброля "циничного" в его присутствие полностью стирается. Наоборот. Очень быстро ему удаётся заразить вас своей убеждённостью. И к тому же он чертовски умный!
С Шабролем беседовал Клод-Жан Филипп
Телерама № 900,16.04.67 г.