Аристократы
Режиссёр Дени де ла Пательер
Сценарий: Ролан Лоденбак, Дени де ла Пательер по роману Мишеля де Сен-Пьера
Оператор Пьер Пети
Композитор Рене Клёрек
В ролях: Пьер Френе, Брижит Обер, Франсуа Герен, Жорж Дескриер, Иоланда Лаффон, Ги Декомбль, Мадлен Барбюле, Мишель Эчевери, Ален Керси, Рене Бержерон, Ги Анри, Джейн Морли, Оливье де Тиссо, Филипп Розан, Морис Роне, Жак Дакмин, Макс Амиль и др.
Франция, 1955
Сюжет
Маркиз де Мобран, достойный продолжатель традиций предков, жил в своём имении, где никто не оспаривал его власть. Его взрослая дочь Дези и один из сыновей, Гонтран, жили с ним и помогали управлять хозяйством. На каникулы в замок съехались пятеро других сыновей маркиза, и на несколько недель дом вновь наполнился радостным оживлением.
Старший, Артюс, преуспевал в торговле. Маркиз вовсе не осуждал его, но и не радовался этому. Конечно, он предпочёл бы другое занятие для своего сына, магистратуру или армию. Семинарист Филипп продолжал учёбу у иезуитов, Пьер был студентом Оксфорда, а четырнадцатилетние близнецы Осмон и Луи-Сезар готовились к экзаменам в колледже.
Маркиз гордился детьми, но боялся любого проявления нежности, считая это слабостью. Непоколебимый в том, что касалось уважения отцовской власти, он не вступал в переговоры со своими повзрослевшими сыновьями, так что новое поколение тайно замышляло потрясти патриархальный гнёт маркиза. Первый открытый бунт разразился из-за Дези.
Девушка влюбилась в Кристофа де Конти, сына владельца соседнего поместья. Маркиз не прощал ему, урождённому Дюрану и разбогатевшему благодаря коммерции, что тот купил титул черногорского принца и присвоил историческое имя. Хотя он и соглашался на добрососедские отношения с "принцем" де Конти, однако не допускал мысли о свадьбе, которая украсила бы его дочь причудливым титулом. Во время жёсткого разговора с Дези маркизу не удалось объяснить ей глубокие причины своего отказа и он запретил ей отправиться на охоту по приглашению, которое принял. Оскорбившись, Дези быстро собрала вещи и направилась в ближайшую гостиницу, где открыто забронировала комнату, подчеркивая этим свою решимость.
Кристоф, вызванный по телефону, прибежал, но отказался пойти навстречу желаниям Дези, которая хотела уехать с ним в Париж, где бы они поженились без родительского согласия. Кристоф не хотел принуждать маркиза и унижать его тем, что забирает у него дочь. Дези возмутили разумные предостережения того, кого она считала своим женихом, и, порвав с ним, она вернулась в замок, где заперлась в своей комнате. Прошло несколько тоскливых для всех обитателей Мобрана дней. За столом едва обменивались несколькими словами, а после каждый спешил уйти. Маркиз, как всегда, проявлял заботу о фермерах и управляющих, мэром которых был с юности. Его патернализм прекрасно подходил к его властному характеру.
Однажды утром пришёл нотариус, явно смущённый. Поспешив объясниться, он объявил маркизу, его дети требуют отчёта по поводу наследства матери. Этот удар, нанесённый по его отцовскому всемогуществу, потряс пожилого маркиза. Чуть позже ещё одно испытание задело его самолюбие: Пьер не осмелился обуздать понёсшую лошадь, и её остановил принц де Конти. Мобрен собрал детей, чтобы выразить им свое презрение. Сурово осудив трусость одних, карьеризм и жажду наслаждений других, он произнёс оскорбительную речь, которая особенно задела близнецов. Они ничего такого не сделали, чтобы вызвать ярость маркиза, взгляды которого разделяли с юношеским максимализмом.
Чтобы доказать отцу, что они настоящие Мобран, Осмон и Луи-Сезар решились на поединок по примеру двух других близнецов семьи, которые когда-то убили друг друга из-за красивых глаз одной барышни. К счастью, отец вовремя вмешался, но это происшествие потрясло маркиза и заставило, наконец, задуматься о чрезмерной строгости его принципов. Старшие под разными предлогами уже разъехались. Дети ускользали от него. Только Пьер задержался, возможно, просто из-за духа противоречия по отношению к братьям. Он проводил время уединённо за чтением, в то время как Дези, строгая и молчаливая, занималась хозяйством. Никогда пустота, вызванная преждевременной смертью маркизы, не казалась всем такой огромной.
Как-то местный мясник ворвался в замок, ища помощи: Гюстав, школьный сторож, сошёл с ума. Вооружившись, он кричал, что убьёт малашей, которых запер во дворе.Только кто-нибудь из Мобранов с их авторитетом мог повлиять на помешанного. В отсутствие отца Пьер согласился поговорить с Гюставом, но тот выстрелил в него. Оторопев от содеянного, Гюстав сразу дал себя разоружить, не оказав сопротивления, но Пьер заплатил жизнью за свою смелость.
Возле тела сына маркиз сдался. Теперь он понимал, что Пьера убила его гордость, толкнула на смертельный риск, чтобы избежать осуждения. Близнецы из бравады надумали стреляться. Что касается Дези, её, несомненно, ждала участь разочарованной старой девы, каких уже было немало в семье. Пришло время пересмотреть своё отношение к родным.
Маркиз позволил Дези выйти замуж за Кристофа де Конти. Потом решил уйти в монастырь. "Отныне я хочу один страдать от своей требовательности", – сказал маркиз. Он чувствовал, что не способен жить в новом мире, где больше нет места сословным предрассудкам. И в то время как его дети адаптировались к жизни, которую выбрали, маркиз обрёл душевный покой в стенах монастыря.
Мон фильм № 496, 1956 год