САЙТ ПОСВЯЩЁН БЛУЖДАЮЩЕМУ ОГОНЬКУ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО МОРИСУ РОНЕ... 

 Изменение

Режиссёр Мишель Вормс

Сценарий: Рафаэль Клюзель, Диего Фаббри, Мишель Бютор (по роману Мишеля Бютора "Изменение")

Оператор Даниель Фогель

Композитор  Франсис Ле

Производство: Франция, Италия

В ролях: Морис Роне, Эмманюэль Рива, Сильва Кошина, Фредерик Жанте, Бернар Жанте, Патрик Жанте, Сильвана Якино, Симона Борис, Анна Модио, Роберто Мессина и др.

Сюжет

Лионский вокзал. Леон Дельмон садится в поезд, следующий до Рима. Он директор парижского филиала фирмы "Скабелли", ему часто приходится бывать в командировках в Риме. Но на этот раз он едет туда по личному делу. Об этом не знает никто, ни жена Анриетта, ни даже любимая Сесиль. Для неё его появление будет сюрпризом, а самое главное то, что он принял решение: он уходит от жены жены и забирает Сесиль в Париж. Он уже нашёл для неё работу и снял квартиру, в которой они будут вместе жить. Он устал вести двойную жизнь, от неопределённости, от подозрений жены, ему надоело притворяться. Уже и дети, которых у него трое, догадываются, что в семье не всё в порядке. Он выбирает Сесиль и свободу. С Сесиль Леон познакомился в поезде, От неё он узнал, что она была замужем всего два месяца, муж погиб в автокатастрофе. Леон  рассказал ей о себе. Вскоре они случайно встретились в Риме и уже не расставались. Каждый раз, когда Леон приезжал в Рим в командировку, они встречались, Сесиль показывала ему город, он казался ему прекрасным...

Цитата

Отрывок из статьи "Морис Роне...такой, какого вы не знаете" (Soir illustré, 1970), в которой речь шла в том числе и о фильме "Изменение". С Морисом Роне беседовала Мари-Терез Бланк. Статью можно прочитать здесь.

– «Модификация», в которой вы только что закончили сниматься, – главное произведение Мишеля Бютора, анализирующее понятия выбора и свободы, подчёркивает пропасть, которая разделяет намерения человека от правды, и показывает в итоге, что проблема в нём самом. Во время поездки из Парижа, в котором остаются его жена Анриетта и семья, ставшие ему ненавистными, в Рим, где он собирается встретиться с молодой итальянкой Сесиль, которую любит, Дельмон, ваш персонаж, осознаёт, что если женится на Сесиль, то время и привыкание сделают из неё вторую Анриетту и всё повторится. С другой стороны, он понимает, что его любовь к Сесиль связана с городом Римом.

– Да, но «Модификация» сложна для экранизации, ведь книга Бютора не кинематографична, излишество скрупулёзно описываемых деталей постоянно замедляет действие. Мне предлагали сниматься в «Модификации» уже три или четыре раза, но я всегда отказывался, потому что адаптации мне не нравились. Однажды Мишель Вормс предложил свою, я прочитал её за один присест, чего со мной давно не случалось, и сразу дал согласие.

– Вам прежде не приходилось работать с Вормсом?

– Нет, мы даже не были знакомы, пришлось знакомиться в процессе съёмок. Это создаёт гораздо больше проблем, чем когда актёр и режиссёр уже работали вместе и более или менее знают друг друга.

– Вам нравится Дельмон, которого вы играете?

– Он мне отвратителен! Но это не имеет значения, это моя работа. Мне нужно было поставить себя на место женатого человека, который разрывается между женой, семейными обязанностями и любовницей. А я был женат, вы это знаете, очень недолго, и это было так давно!

Бросит ли Морис Роне Эмманюэль Рива, свою жену,

ради итальянской возлюбленной Сильвы Кошиной?

Эмманюэль Рива недавно нам говорила: "Надо, чтобы "Изменение" состоялось. Я считаю невероятным, что такой проект еще не реализован, я верю в роман Мишеля Бютора и полностью доверяю Мишелю Вормсу, который должен его экранизировать, так как видела, как он работал совместно с Франжю". Сегодня Эмманюэль довольна: съёмки "Изменения" в самом разгаре. Звезда фильма "Хиросима, любовь моя" едва успела, так как начала этот фильм в то время, когда заканчивала сниматься в "Человеке желаний " Доминика Лелуша.

Мишель Вормс уточняет по поводу  своего первого фильма, к съёмкам которого увлечённно готовился:

– Французский писатель Бютор принадлежит к школе так называемого "нового романа" в том смысле, что он стремится уйти от традиционного романтического видения вещей, когда герои, заранее определённые писателем, вмешиваются без существенного "изменения" в действие. Бютор считает это неестественным. Он следует за персонажами с мягкой дипломатичностью, необыкновенной проницательностью до самой глубины их сознания, где роятся все "возможно" жизни.

То есть этот "эспериментальный" фильм, если хотите, постарается избежать схематического описания. "Изменение" на экране останется подлинным случаем, с каким часто можно столкнуться в жизни. Почему "Изменение"? Потому что, начиная с универсальной психологической ситуации, той, что нам показывает человек (Морис Роне), мечущийся между двумя женщинами, между прошлым и будущим, между реальностью и мечтой, развивается, во всей оригинальности, тема глубокая, это спектакль-анализ одного решения, добавляет Вормс. Бросит ли Роне – Дельмон свою жену Анриетту из-за желанной женщины  Сесиль (Сильва Кошина)? Во время поездки, между Парижем и Римом, решение героя крепнет, колеблется, снова утверждается и умирает.

Морис Роне много снимался в последнее время, как в психологических триллерах и авангарде, так и в фильмах для широкой аудитории. Он достиг такого уровня, когда ему, самому кинематографисту (Вспомним его отличный фильм "Вор из Тибидабо", непризнанный.), больше всего нравятся производства, стремящиеся к новым формам искусства, в которых отражается самобытная личность.

– Леон Дельмон, – говорит Морис Роне, – это деловой человек, ещё достаточно энергичный, испытывающий иногда, неожиданно чувство, что его жизнь становится постепенно бесполезной, ничтожной. Нет больше внутреннего комфорта. Во время одной из поездок молодая итальянка сумела разбудить в нём чувство любви. Чудо! Сразу Париж, семья, жена Анриетта становятся Дельмону такими невыносимыми, что он решает остаться с Сесиль. Он едет в Рим, чтобы сообщить молодой женщине о своём решении. Но постепенно Дельмон обнаружит, сначала с сомнением, потом удручённо, что его любовь связана не с идеальной личностью Сесиль, а скорее всего с древней архитектурой "вечного города". И это изменение, эта трансформация его намерений станут главным сюрпризом поездки перед возвращением к Анриетте.

Вормс хотел, чтобы какие-то эпизоды фильма напоминали сон. Так, мы видим Роне (идеальный актёр, чтобы передать такие тонкости), идущего по подземелью, среди статуй, полицейского, допрашивающего его в присутствие Сесиль и Анриетты, которые молчат. Ни слова в его защиту! Дельмон на грани отчаяния от одиночества. Мы видим также, как он погружается в кошмарный сон, чувствуя, как проходит время, обещания увядают, приходит старость, его старший сын, почти взрослый, бросает ему упрёки. Вот Сесиль, неожиданная, почти как Анриетта.

"В общем, – заключает Роне, –  хотя Дельмон вполне может быть героем "нового романа", этого нового романа, который считают чересчур сухим, он остаётся человеком, живым человеком..."

 Патрик Делруа,

Синемонд, январь 1970 г.

Здесь подробный пересказ фильма "Изменение" (Ciné-révue № 21, 21.05.1970)

              

 

..

 

 

 



Сайт создан в апреле 2007 года с ознакомительной целью. Права на статьи и фото принадлежат их авторам.